Александр Абдулов

Александр Абдулов

Александр Гаврилович Абдулов. Родился в Тобольске. Окончил Государственный институт театрального искусства им. А.В.Луначарского. С 1995 года – ген. директор Московского МКФ. Народный артист РСФСР (1991).

Отец – Абдулов Гавриил Данилович, был создателем и художественным руководителем первого в Средней Азии русского драматического театра в городе Фергане. Мать – Абдулова Людмила Александровна.

Актерская карьера Александра Абдулова началась в пятилетнем возрасте, когда он вместе с отцом вышел на сцену Ферганского драматического театра в спектакле “Кремлевские куранты”. Отец для Александра всегда был и остается главным действующим лицом, память о нем, по словам самого актера, – это самое прекрасное, что у него есть в жизни. Отец воспитал в Александре отношение к театру как к Храму.

Значительных успехов Александр Абдулов достиг в спорте. Профессионально занимаясь фехтованием, он был удостоен звания “Мастера спорта СССР”. Поначалу даже хотел связать свою жизнь со спортом и поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута. Однако через год театр взял свое, и Абдулов успешно сдал экзамены в ГИТИС на курс И.М. Раевского.

В 1974 году Марк Захаров заметил талантливого юношу в дипломном спектакле и пригласил в Театр имени Ленинского Комсомола (ныне “Ленком”) на главную роль лейтенанта Плужникова в спектакле по повести Б. Васильева “В списках не значился”. За эту роль он был удостоен премии “Театральная весна”. Эта роль определила дальнейшую актерскую судьбу Александра Абдулова.

Самой значительной своей ролью в театре А. Абдулов считает Алексея Ивановича в театральной версии Марка Захарова по роману Ф.М. Достоевского “Игрок” – спектакле “Варвар и еретик”. За эту роль А. Абдулов был удостоен премии “Фонда К.С. Станиславского” и “Хрустальной Турандот”, а также отмечен грамотой Международного театрального фонда имени Евг. Леонова. Этого персонажа он считает близким себе по духу. “Я по натуре игрок” , – говорит актер.

Непокорный характер А. Абдулова часто вызывал неудовольствие чиновников от культуры, которые порой требовали даже закрытия спектаклей с его участием и вычеркивали из списка претендентов на награды.

Начиная с середины 1970-х годов А. Абдулов стал активно сниматься в кино. Здесь проявились такие его актерские качества, как тонкий лиризм и глубина психологического проникновения в образ. Его романтические, рефлексирующие, умные и немного грустные герои стали в определенной степени символом поколения 1970-х и 1980-х годов. Однако актер отнюдь не стремился использовать только эти свойства своего таланта. Он старался разнообразить кинематографическую палитру и играть самые разные роли: от героев-любовников до резко характерных и даже гротескных персонажей.

Широкая известность и популярность пришли к А. Абдулову после роли Медведя в телефильме Марка Захарова по знаменитой пьесе Евгения Шварца “Обыкновенное чудо” (1978). В этом фильме наметился своеобразный актерский почерк А. Абдулова: четко очерченная форма, резкость и некоторая угловатость характера героя, великолепная пластика, ум и неповторимая лирическая интонация.

За время работы в кино актер снялся более чем в 120 фильмах. Особенное признание зрителей получили такие его герои, как Митя в мелодраме П. Арсенова “С любимыми не расставайтесь” (1979), Никита в “Карнавале” Т. Лиозновой (1981), Робер из детектива А. Суриковой “Ищите женщину” (1982), лирический герой Иван из “Чародеев” (1982) и др.

Незаурядная физическая форма позволяла А. Абдулову практически во всех своих фильмах обходиться без дублеров. На одном из кинофестивалей он даже получил приз как лучший каскадер за трюк в фильме “Убить дракона” (1988).

В 2000 году состоялся режиссерский дебют А. Абдулова в игровом кино (ранее он снял полудокументальный фильм “Храм должен остаться храмом”) – “Бременские музыканты и Со” – мюзикл по мотивам известной сказки. Этот фильм стал одним из самых дорогостоящих проектов отечественного кино. Съемки картины проходили как в России (Москве, Санкт-Петербурге, Калмыкии), так и в других странах: Азербайджане, Египте, ЮАР и даже на острове Бали. В процессе съемок картины были использованы самые современные технологии и методы работы. Сам автор считает свой фильм не традиционной, известной всем сказкой о зверях-музыкантах, а, по его словам, рассказом о бродячих актерах, в котором отразилась в том числе и судьба самого Александра Абдулова, поехавшего в юности из далекой Ферганы “завоевывать” Москву. Режиссер утверждает, что ему удалось снять фильм только при помощи его многочисленных друзей. Это касается и финансовой стороны: на фильм не было потрачено ни копейки государственных денег. Сам автор сыграл в своем фильме Шута, от лица которого ведется повествование. Остальных персонажей играют самые популярные актеры кино – целое созвездие, элита российского кинематографа. Финал фильма, когда Бременские музыканты появляются на экране в костюмах “Клуба одиноких сердец сержанта Пеппера” и улетают на “Желтой подводной лодке”, А. Абдулов считает данью своей любви к “Beatles” и поклоном ушедшему веку.

Главной мыслью и даже девизом своего фильма А. Абдулов считает строки из знаменитой песни: “Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету…”. Актерское братство, взаимовыручка, самоотверженность для А. Абдулова – не пустые слова, а жизненное кредо.

А. Абдулов обладает незаурядным организаторским талантом. В среде творческой и предпринимательской интеллигенции огромным успехом пользовались благотворительные вечера “На задворках”, организованные А. Абдуловым. Средства от этих вечеров направлялись на шефскую помощь детским домам и неимущим людям. При его непосредственном участии был по сути дела возрожден Московский международный кинофестиваль, который актер возглавлял в течение нескольких лет. В 1993 году актер организовал и до сего времени возглавляет Театральную антрепризу, львиная доля доходов от которой направляется на благотворительность. Силами “Антрепризы Александра Абдулова” и театра “Ленком” был отреставрирован и передан Русской православной церкви храм Рождества Богородицы в Путинках.

Друзья и коллеги А. Абдулова говорят о нем как об очень надежном человеке, который в трудную минуту всегда приходит на помощь.

В 1986 году А. Абдулов был удостоен звания “Заслуженный артист РСФСР”, в 1991 году – “Народный артист России”. В 1997 году ему был вручен орден Почета.

Актер удостоен премии “Чайка” (ТВ-6, 1997) и продюсерской премии “Золотой овен” – “Человеку кинематографического года” (“Кинотавр”, 1998), отмечен Дипломом за лучшую мужскую роль за фильм “Шизофрения” на V Всероссийском кинофестивале “Виват, кино России” (1997), призом за лучшую мужскую роль за фильм А. Суриковой “Тихие омуты” на фестивале комедийных фильмов в Новгороде (2000), призом “Золотая подкова” за режиссуру фильма “Бременские музыканты и Со” на фестивале фильмов о любви в Доме Ханжонкова (2001), призом “Странник” Международной ассоциации фантастов в Санкт-Петербурге.

Фильмография

Два гусара

Два гусара

1984, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , ,

Драма по одноименной повести Л.Н.Толстого. Два гусара – отец и сын – две морали, два мировоззрения. И хотя старший Турбин легкомысленен в любви, но надежен в дружбе и принципиален в вопросах чести. Младший Турбин не выдерживает сравнения с отцом – он рассчетливй, мелкий и корыстный “гусар нового поколения”.

В поисках капитана Гранта

В поисках капитана Гранта

1985, , Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Очередная экранизация знаменитого романа Жюля Верна. Матросы вылавливают в море загадочную бутылку, в которую вложена записка с мольбой о помощи. Герои отправляются в длительное и опасное путешествие, чтобы спасти капитана Гранта.

Формула любви

Формула любви

1984, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , ,

Приехав в Россию, знаменитый граф Калиостро и не подозревал, какие сюрпризы готовит ему эта страна. Пока он вызывал души мертвых и оживлял статуи, вокруг него происходили самые настоящие чудеса…

Самая обаятельная и привлекательная

Самая обаятельная и привлекательная

Самая обаятельная и привлекательная, 1985, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , ,

Еще не так давно бытовало мнение, что женщина обязательно должна быть замужем. И на девушку, до определенного возраста не успевшую “устроиться”, смотрели косо. Бывшая школьная подруга проектировщицы Нади Клюевой, модная и эффектная Сусанна (по профессии – социолог) решает сделать благое дело – помочь скромной “серой мышке” найти счастье в личной жизни. Она буквально заваливает Надю […]

Рождественская мистерия

Рождественская мистерия

2000, Режиссер: , Актеры: , , , , , , ,

В зимнем небе блистают волшебные звезды… под Рождество случаются чудеса. Маша и Максим полюбили другу друга еще в школьные годы. Жизнь разлучила их, но любовь не умерла. Пережив целый ряд приключений и разочарований, Максим возвращается на родину, чтобы под Рождество устроить кукольное представление для детей. Там он встречает Машу, у которой растет симпатичный мальчуган – […]

Артистка

Артистка

Артистка, 2007, Режиссер: Актеры: , , , , , , ,

Главная героиня Анечка чем-то напоминает американскую комедийную героиню Бриджит Джонс – ей тоже немного за тридцать, она разведена, живет в крошечной комнатушке в общежитии. Актриса по призванию, она страдает от неудач, которые сыплются на нее градом. Аня мечтает получить роль королевы Гертруды в спектакле «Гамлет», но на эту роль активно претендует престарелая прима. В кино […]

Живая мишень

Живая мишень

1990, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , ,

В небольшой провинциальный городок, полностью прибранный к рукам коррумпированными властями и мафиозным кланом, заслан с секретной миссией сотрудник центрального аппарата МВД с заданием выявить каналы незаконного обращения валюты и торговли наркотиками. И мафия, и “отцы города” всеми способами пытаются выявить агента, но он беспощаден и неуловим…

Золото

Золото

Золото, 1992, Режиссер: , Актеры: , , , , , ,

Рим захвачен австрийцами, разграблен и превращен в руины. Возлюбленная талантливого светского художника Габриэлле становится наложницей австрийского воина, а сам Габриэлле — у него же слугой. Позже возлюбленная убивает обидчика и несет за это наказание. Вандалы уходят. Но вернется ли к художнику вдохновение?

Сукины дети

Сукины дети

1990, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , ,

Грустный, во многом трагический фильм. Актеры некоего театра поднимают бунт, потому что главного режиссера лишили гражданства за резкие высказывания, сделанные в адрес советского строя за границей, а театр собираются закрыть. Актеры, забыв о былых обидах и распрях, объединяются в борьбе за человеческое достоинство и творческую свободу, баррикадируются в здании театра и объявляют голодовку. За этот […]

Грех. История страсти

Грех. История страсти

1993, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , ,

История о блуднице и монахе. Совершенно случайно они познакомились на автовокзале – девушка без определенных занятий Нина и монах Агафангел. Вскоре он подвергся нападению бандитов, и Нина привезла его, окровавленного и избитого, к себе домой. Так началась история их “грешной” любви, связанной с немалыми опасностями и даже с риском для жизни…