Анна Лисянская

Анна Лисянская

Анна Григорьевна Лисянская. Блистательная острохарактерная актриса, одна из самых популярных актрис театра и кино 40-50-х годов. Среди лучших работ на экране: Дуня (), Маруся (), Мария (). Особым успехом пользовалась роль Соседки в телефильме с Аркадием Райкиным.

В шесть лет Анна начала выходить на сцену николаевского еврейского театра, которым руководил ее отец Гирш Лисянский. Актрисой была и его сестра, Дора Лисянская, и его жена Софья Дышлис. А в 1926 году Анну уже заприметила пресса. . В действительности ее репертуар был самым разнообразным. Помимо , она играла и в инсценировках по Шолом-Алейхему, одна из которых – . Критика отмечала ее органичность и достоверность в ролях драматических и некоторую эксцентричность в комических.

В 1932 году Анна Лисянская поступила в театральную студию при Киевском ТЮЗе. Так она стала русской актрисой. Вернувшись домой, два сезона проработала в Николаевском ТЮЗе. А в 1938-м получила приглашение в Киевский ТЮЗ, где сыграла Джульетту, Юлиньку в , Елену в и др. Здесь её приметил И.Савченко, и в 1941 году Лисянская дебютировала в его фильме , где исполнила главную роль Насти. Но известность принесла ей роль Акульки в другом фильме Савченко – .

Снималась Лисянская у таких выдающихся режиссеров, как М.Донской ( – Христина, – Малючиха, – Дуня Острогова), А.Столпера ( – Аня Клименко), М.Ромма ( – Клава Васильева), Л.Лукова ( – заключенная Маруся), Ф.Эрмлера ( – Евдокия Милягина), Г.Рошаля (Екатерина II в ), А.Файнциммера ( – мадам Грассини), С.Юткевича ( – М.И.Ульянова, – Н.К.Крупская).

С 1949 года Лисянская – актриса Ленинградского Академического театра драмы им. А.С.Пушкина. Её роли в этом театре отличались большим разнообразием – служанки, купчихи, баронессы, героини классических произведений и современности. Глафира Пуднова из А.Островского, Настасья Ивановна из Н.Салтыкова-Щедрина и Мария из В.Шекспира, сыгранные в театре, вскоре перешли на экран. Незабываема она в фильме Я.Фрида. .

Лисянская много работала на радио и телевидении. Здесь она снялась в оперетте И.Дунаевского , где сыграла невесту Аграфену Саввишну. В этой работе открылась новая сторона актерства Лисянской, которая жила в ней всегда, но не имела повода проявиться, – музыкальность, особая грация, пластичность, легкость, с которой она переходила от диалога к арии, от песенки к танцу.

Актриса начала совмещать работу в театре им. Пушкина и в Музкомедии, а в 1968 году совсем перешла туда. С последними работами в её театральную жизнь возвращаются еврейские персонажи. В театре она подготовила моноспектакль по Михаилу Жванецкому, Дмитрий Астрахан приглашает Лисянскую в фильм , где она исполняет роль матери большого еврейского семейства, а режиссёр А.Зельдович – в картину по Бабелю на роль мадам Вайнер.

В середине 90-х Анна Лисянская тяжело заболела. Её близкая подруга, актриса Лилиан Малкина помогла Анне Григорьевне переехать в Израиль к родным.

Её любили все – коллеги, любители театра и кино, только власти почему-то не привечали. У неё не было даже звания заслуженной артистки, но она была – всенародной…

В 1931-1936 годах выступала в Николаевском ТЮЗе. В 1936-1941 – актриса Киевского ТЮЗа, одновременно училась в студии при этом театре, которую закончила в 1939 году. В 1941-1943 – актриса Киевской киностудии, в 1949-1950 – киностудии . С 1950 года – актриса ленинградского академического театра драмы имени Пушкина, с 1967 – театра Музкомедии. С 1993 года жила в Израиле.

Автор сценария (совместно с Г.Вольпертом) фильма (1955).

(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).

Фильмография

Это было в Донбассе

Это было в Донбассе

1945, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

О юных защитниках Донбасса, боровшихся против фашистов в годы второй мировой войны.

День счастья

День счастья

1963, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , ,

Как правило, жизнь человека – это череда дней, плавно перетекающих из одного в другой. Но иногда случается, что один – самый обычный день кардинально изменяет направление этого размеренного течения. Врач “скорой помощи” ехал в автобусе и встретил прекрасную незнакомку. Под надуманным предлогом познакомился с ней, (они оказались полными тезками: она – Александра Николаевна, он – […]

Званый ужин

Званый ужин

1953, Режиссер: Актеры: , , ,

Как сделать карьеру? – Чтобы подлизаться к начальству, Петр Петрович придумал себе день рождения и всех пригласил на ужин. Когда уже все было готово к приему высоких гостей, дверь неожиданно захлопнулась. Ключа нет. – Что делать?

Как закалялась сталь

Как закалялась сталь

1942, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , ,

По одноименному роману Н.Островского. Время и место действия — железнодорожный поселок Шепетовка на Украине, годы гражданской войны.

Волшебная сила искусства

Волшебная сила искусства

1970, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , ,

Состоит из трех новелл: “Мстители из 2-го “В”, “Здравствуй, Пушкин”, “Волшебная сила искусства”.

Большая семья

Большая семья

1954, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

По роману В.Кочетова “Семья Журбиных”. О трех поколениях семьи потомственных мастеров-судостроителей. Самым сложным характером наделен Алексей: ушел из семьи, сменил профессию, потерял любимую девушку и нашел в себе силы для того, чтобы вернуть свое счастье…

Закат

Закат

1990, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , ,

Драматическая фантазия на темы Исаака Бабеля. Старый богатый еврей Мендель Крик влюбился в красавицу Марусю. Но мечты о цветущей Бессарабии, где они с Марусей доживут свои денечки, не понравились его сыновьям – Левке и Бене. Не продан старый дом, не куплены сады, забыта Маруся… Пришла революция.

Зайчик

Зайчик

1964, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Театральный гример Зайчик – очень застенчивый скромный паренек. Каждый считает своим долгом его лишний раз подколоть и обидеть. Однажды у врача он случайно услышал и принял на свой счет слова “Не протянет и месяца”. И вот впервые за всю жизнь зайчик задумался о смысле жизни.

Сельская учительница

Сельская учительница

1947, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , , , ,

Канун 1-й мировой войны. Окончив гимназию в Петербурге, Варя едет учить крестьянских детей в глухую деревню. Ей предстоит пережить тяжелые испытания.