Иван Краско

Иван Краско

Иван Иванович Краско. Народный артист России. Актер Драматического театра им.В.Ф.Комиссаржевской. Родился в д.Вартемяки Ленинградской области.

В 1953 году Иван Краско окончил Первое балтийское высшее военно-морское училище по специальности «офицер-артиллерист». Несколько лет он служил командиром корабля Дунайской флотилии. Дослужился до звания капитан-лейтенанта. Однако в возрасте 27 лет Иван Краско принял решение, кардинально изменившее его дальнейшую жизнь…

Краско понимал, что для поступления в театральный необходима соответствующая подготовка. Для этого он в течение трех лет занимался в студии. Вместе с ним занимались Игорь Горбачев и Сергей Юрский, ставшие впоследствии выдающимися актерами. «Поднаторев» в актерском деле, Иван Краско в 1957 году поступил в театральный институт им. Островского. Там ему довелось учиться у знаменитой Елизаветы Ивановны Тиме (актрисы Александринки) – жены Николая Николаевича Качалова.

К тому времени Иван Краско уже был женат. Его жена работала в школе учителем русского языка и литературы. В 1957 году у них родился сын Андрей. В дальнейшем семейная жизнь у супругов не сложилась, и они развелись. Андрей остался на воспитании у матери (хотя связи с отцом никогда не терял). Впоследствии он стал популярным киноактером («Олигарх», «72 метра»).

В 1961 году Иван Краско окончил театральный институт и сразу же был принят в труппу знаменитого Ленинградского академического Большого драматического театра (БДТ) имени М.Горьгого. И как принят! Выпускники института (сразу полкурса!) подали в театр список фамилий на просмотр. Ивана Краско в нем не было, он должен был лишь подыграть однокурсникам Георгию Штилю и Александру Семенову (впоследствии ставшему актером театра «Балтийский дом»). Правда «подыграть» Ивану пришлось не какой-нибудь эпизод или незначительную реплику, а ни больше ни меньше как Егора Булычова – одному, Шмагу – другому.

Краско отыграл блестяще и понравился главному режиссеру театра Георгию Александровичу Товстоногову, а также Владиславу Стржельчику и Евгению Лебедеву, просматривавшим молодых актеров. В итоге в БДТ были приняты Иван Краско, Георгий Штиль и еще два их сокурсника.

Для Краско это было настоящим счастьем. Ведь еще учась в институте, он с друзьями бегал на спектакли в БДТ, восхищался Стржельчиком, Лебедевым, Луспекаевым, Копеляном, Зинаидой Шарко, Людмилой Макаровой… Со студенческой поры он был влюблен в Татьяну Доронину за ее Монахову в спектакле «Варвары». И надо же было так случиться, что первая роль, которую ему предложили в театре, была роль жениха Володи в «Старшей сестре» по пьесе Александра Володина. По сюжету ему надо было любить Доронину – ту самую, перед которой он преклонялся!

В БДТ Иван Краско отработал четыре года. В 1965 году он покинул этот театр. Этот свой шаг актер объясняет так: «Там было сложно пробиться. Как говорила Зина Шарко: «Золотая дюжина» держит репертуар в своих зубах, пока жива». Играл я очень много, но практически – одну массовку, эпизодические роли». Одной из последних ролей Ивана Краско в БДТ стал Креон в спектакле режиссера Евгения Львовича Шифферса. Вместе с Шифферсом они и ушли из театра…

В 1965 году Иван Краско и Евгений Шифферс оказались в Театре на Литейном. Иван Иванович вспоминает: «Сыграл в одном спектакле – Колю Леонтьева в «Кандидате партии» Крона. Была хорошая оценка. Поехали по области. В одном ДК – 20 человек зрителей, в другом – 15. И когда дошло до тринадцати, я сказал: «Женя, а есть ли смысл работать в этом театре?» Проработав три месяца, Иван Краско ушел в Драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской.

В театре им. Комиссаржевской Иван Краско работает и по сей день. В настоящее время он один из ведущих актеров театра, занят в спектаклях: «Утоли моя печали», «Дама с камелиями», «Шут Балакирев», «Кин IV» и других.

В кино Иван Краско дебютировал в середине 60-х, сыграв эпизодическую роль в психологическом детективе «Авария». Затем последовали другие крошечные роли. Так до 1972 года Иван Краско играл исключительно эпизоды.

В театре у Краско дела шли значительно лучше. Так в спектакле «Принц и нищий» режиссера Вадима Гаузнера он успешно играл Майлса Гендона. Благодаря этому, когда Гаузнер решил снять фильм «Принц и нищий», то из спектакля взял лишь одного актера – Ивана Краско. Эта роль стала первой большой работой актера в кино.

Затем последовали роли лейтенанта Гусеницина в телесериале Герберта Раппапорта «Сержант милиции» и старшего лейтенанта Горелова в киноэпопее Михаила Ершова «Блокада». Наконец в 1978 году Иван Краско сыграл свою самую известную роль – Ивана Соловьева в приключенческом фильме Владимира Саруханова «Конец императора тайги». Хотя по сюжету роль и отрицательная, актер считает, что «на самом деле Иван Соловьев был не бандитом, а справедливым человеком, эдаким Робин Гудом».

Среди последующих работ актера в кино следует отметить телевизионный детектив «Гибель 31 отдела» и кинороман «Тем, кто остается жить». Но в основном Ивану Краско вновь доставались лишь небольшие роли. Так в знаменитой мистической драме «Господин оформитель» он сыграл слугу у барина, в эротической комедии «Колесо любви» – грузина, в историческом фильме «Россия молодая» – думного Ларионова, а в трагикомедии «Цветы календулы» – бомжа.

Не обошло вниманием актера и современное кино. Ивана Краско нередко приглашают в различные сериалы: «Улицы разбитых фонарей» (серия «Контрабас» – персонаж с одноименной кличкой), «Убойная сила» (капитан судна Жаров). В сериале «Агент национальной безопасности» Ивану Краско довелось сняться вместе со своим сыном – Андреем Краско.

О своем сыне Иван Иванович говорит: «Сейчас ходим друг к другу на спектакли. Он работает очень тонко и точно, мне нравится. У меня такое ощущение, что на театре Андрюша очень неплох. А в кино он сильнее меня. И в сериалах «дурит», как я говорю. Великолепно, кстати. В кино у Андрея карьера гораздо удачнее, нежели у меня. Он более “киношный” артист, чем я. Ивана Грозного ему не сыграть (а я играл). Андрей – лирический герой, который в основном играет себя. А я – характерный, могу перевоплощаться. Тут уже и опыт, и школы у нас разные. Лева Додин вытаскивал из них свое, личное, индивидуальность. Андрей держится на этом. Для кино это лихо…».

Иван Иванович продолжает активно работать, несмотря на свой возраст. В канун своего семидесятилетия он снялся в картине с названием «Привет, малыш!». «Что для меня главное в кино – говорит актер – не столько роли, сколько сама атмосфера съемок, когда сначала снимают последнюю сцену, а уже потом – начало. Это лихое вхождение в роль, память, которая держит тебя (стоп, какой я тогда был?)… И еще. Там я могу встретиться с хорошими ребятами из других театров, знакомыми и незнакомыми, новыми партнерами. Мне это очень приятно. В родном же театре из спектакля в спектакль твою жену играет одна и та же актриса. Это приедается…».

Фильмография

Опасная комбинация

Опасная комбинация

Опасная комбинация, 2008, Режиссер: Актеры: , , , , , , , ,

Сергей Самсонов был уволен из органов милиции. Его бывший начальник – полковник милиции Егоров получает от влиятельного бизнесмена Эдуарда Ивановича адание – за большое вознаграждение помочь ему в незаконном вывозе радиоактивных отходов из Англии в Россию, с целью их захоронения. Егоров, не желая сам марать руки, поручает контроль над этой операцией своему бывшему подчиненному Самсонову. […]

Мы из будущего 2

Мы из будущего 2

2010, Режиссер: , Актеры: , , , , , , ,

Они встретились на поле «реконструкции военных событий» и хотели поиграть в войну. Но война решила поиграть с ними…Герои первой части фильма, Борман и Череп, попадают в 1944 год, и вместе с ними в прошлом ока- зываются еще двое — молодые украинцы Таран и Серый, «игравшие » в войну на другой стороне. Каждый из них совершит […]

Юркины рассветы

Юркины рассветы

1975, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Эта картина рассказывает историю любви секретаря комсомольской организации Юры Хмеля, который возвращается после демобилизации в родную деревню на Украине, и односельчанки Жени.

Сержант милиции

Сержант милиции

1974, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Алексей Сверцев переежает из Сибири в Ленинград. Наивного провинциала легко обманывают местные пройдохи, которые однажды заманивают его в темное место, жестоко избивают и обворовывают. Расследовать это происшествие поручено молодому сержанту милиции Николаю Захарову.

Грядущему веку

Грядущему веку

1985, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , ,

Экранизация одноименного романа Георгия Маркова. Последняя часть трилогии о нескольких поколениях семьи Строговых. Предыдущие фильмы – “Строговы” и “Соль земли” были блокбастерами советского теле- и кинопроката. История Максима Строгова – натурного функционера старой закалки, но с “новым мышлением”, оказавшегося на рубеже эпох политического строя России, насыщена событиями, в которых есть и политика, и любовь, и […]

Гибель 31 отдела

Гибель 31 отдела

1980, Режиссер: Актеры: , , , , , ,

Руководство пресс-концерна получает анонимное письмо с угрозой взорвать Дом Прессы. Инспектор Иенсен, расследующий это дело, неожиданно узнает о существовании нигде не упоминаемого, строго засекреченного 31-го отдела концерна…

В городе С.

В городе С.

1966, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Фильм, поставленный по мотивам повести А.Чехова “Ионыч”, повествует о медленной гибули души молодого врача, приехавшего в губернский город С. Символичен и образ самого города – кладбище.

Ты есть…

Ты есть…

1993, Режиссер: Актеры: , , , , , , ,

“Новое время предложило нам новый набор ценностей. И этого нельзя не замечать. Но есть ценности непреходящие. Анна, героиня моей повести, а теперь фильма, побеждает ненависть, проходит мучительный путь страдания, сострадания – и обретает подлинную любовь.” – Виктория Токарева.

Наутилус

Наутилус

1990, Режиссер: Актеры: , , , , , , ,

Расставшись с семьей и своей работой в НИИ, Феликс считает, что лучше быть дворником. Но смерть младшего брата, воевавшего в Афганистане, призывы к новой демократической жизни и свободе заставляют его изменить свои убеждения…

Цветы календулы

Цветы календулы

1998, Режиссер: Актеры: , , , , , ,

В элитном поселке живет семья знаменитого писателя Протасова. Его вдова, его дочь с сожителем и три внучки, у одной из которых уже несколько лет гостит бедный художник. Вдову все ненавидят, но тем не менее, продолжают жить на ее пенсию, да и права на дом принадлежат исключительно ей. Однажды к странной семейке приезжают двое “новых русских”, […]