Мария Капнист-Серко

Мария Капнист-Серко

Мария Ростиславовна Капнист (Капнист-Серко). Знаменитая украинская актриса, создавшая галерею острохарактерных образов в кино. Среди ее героинь – величественные графини и коварные ведьмы, таинственные старухи и эксцентричные барыни. Мария Капнист пришла в кино в конце 50-х годов, проведя около 20 лет в сталинских лагерях на тяжелых работах. Ее лучшая роль – Наина в экранизации “Руслана и Людмилы”.

Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, Мария Капнист в первые же годы советской власти потеряла все: дом, близких людей, свободу. Каторжные работы в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, полная потеря былой женской красоты, а вместе с ней и самоотречение от единственной на всю жизнь любви — она выстрадала столько, что любой другой человек на ее месте сломался бы.

Капнист выдержала все испытания и нашла в себе силы заняться любимым делом.

О такой выразительной внешности давно мечтали режиссеры. Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой, не сохранились даже фотографии из ее юности. Зато она привнесла в кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, таинственный, оригинальный облик. Пусть роли ее были небольшие, но все же незабываемые. Ее умоляли приехать на съемки за сотни километров ради двадцати секунд экранного времени, так как только она, появившись в кадре, могла создать необходимый эффект.

Поначалу героинями Капнист становились хмурые, строгие женщины: игуменья в «Таврии», мудрая Мануйлиха в «Олесе», селянка в ленте «Мы, двое мужчин». Переломной стала роль ведьмы Наины в киносказке Александра Птушко «Руслан и Людмила». Трудно представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. Ей пришлось работать даже с огромным тигром, в клетку к которому Капнист вошла, не дрогнув.

После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, лазать через заборы, пресекать любые проявления хамства. Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист, но это был его последний фильм. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы, из-за чего ей частенько приходилось испытывать дискомфорт.

Среди последних работ Капнист – фильмы “Бронзовая птица”, “Циркачонок”, “Шанс”, “Прощай, шпана Замоскворецкая”, “История одной биллиардной команды”. Мария Капнист никогда не сидела без дела, она нередко давала благотворительные концерты, а главное — добилась возвращения Украине из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста.

Заслуженная артистка Украины.

“В огне не горит”- написано на гербе Капнистов. Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков.

Дочь Марии Ростилавовны- Радислава Капнист, член Российского Дворянского Собрания, живет и работает в г. Харькове. Закончила Политехнический институт. Детство прошло в дестких домах.

Вырастила двоих сыновей, которые продолжают род Капнистов.

Мария Капнист погибла трагически. В октябре 1993 г. на выходе из киностудии им. Долженко, в состоянии эйфории по случаю приглашения на очередную роль, была сбита случайной автомашиной. Через несколько дней она скончалась.

Похоронена в родовом имении графов Капнистов Обуховке Миргородского района Полтавской области, рядом со своим знаменитым предком, поэтом и драматургом Василием Васильевичем Капнистом.

Фильмография

Цыган

Цыган

1979, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

После тяжелых испытаний цыган Будулай возвращается в родные края, где он когда-то оставил беременную жену, уйдя на фронт. В деревне крестьянка Клавдия растит двух детей, и ее приемный мальчик – настоящий цыганенок. Женщина беспокоится, что появление в селе Будулая внесет разлад в крепкую семью, и она хранит тайну – мальчика она спасла 17 лет назад […]

Сапоги всмятку

Сапоги всмятку

1978, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , ,

По сути, этот фильм является бенефисом великого советского актера Бориса Андреева. У него не только главная роль, но он держит на себе всю канву фильма.

Память земли

Память земли

1976, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , ,

Народная драма по мотивам одноименного романа В.Фоменко. Время действия – пятидесятые годы ХХ века. В жизни донских станичников назревают серьезные перемены. Земли их родного хутора должны быть затоплены в связи со строительством Волго-Донского канала. Трудно хуторянам смериться с тем, что нужно оставить родные земли, могилы предков и переселиться на пустошь.