Надежда Федосова

Надежда Федосова

Надежда Капитоновна Федосова. Выдающаяся характерная актриса, воплотившая на киноэкране 60-х годов непростой образ русской крестьянки, женщины, испытавшей на себе все тяготы ХХ столетия. Лучшие роли в фильмах: “А если это любовь?”, “Женщины”, “Мать и мачеха”, “Журналист”, “У твоего порога”.

“Только кино 60-х, с наивной жадностью и бесстрашием перебиравшее человеческие лица и упивавшееся их открывшимся многообразием, могло привести на экран такую актрису, как Надежда Федосова, – писали известные киноведы Вячеслав Шмыров и Евгений Марголит. – Её героини были подчас полярно противоположны друг другу. Труженицы, матери-героини и “злобные мещанки”, калечащие жизнь и своим, и чужим детям. Но при более пристальном рассмотрении обнаруживалось, что и те, и другие в исполнении Федосовой – варианты одной и той же судьбы. Судьбы женщины в России ХХ века, как правило, к ней немилосердного. И лицо матери Ксении в принесшем актрисе известность фильме “А если это любовь?” – женщины, готовой сходу поверить гнусной сплетне о собственной дочери, – каменело точно так же, как и лицо другой Матери – уже с большой буквы – в одном из лучших фильмов 60-х о войне “У твоего порога”, когда героиня Федосовой во время боя подносила снаряд последнему уцелевшему солдату из артиллерийского расчёта. Это было лицо Родины-Матери, но вынести её немигающий взгляд было трудно, а подчас – и страшно…”

Кстати, в Московском областном театре драмы и комедии Надежда Федосова когда-то сыграла Комиссара в “Оптимистической трагедии”. Можно лишь вообразить себе всю мощь этой работы, о которой почти ничего неизвестно.

В театре Надежда Федосова была ведущей актрисой, плотно занятой в репертуаре. Она оставила сцену после 20 лет работы на ней, не найдя “общего языка” с новым руководителем театра – Юрием Любимовым, переименовавшим его в Театр на Таганке.

В те годы актриса снималась в кино много и плодотворно: “Битва в пути”, “Свет далёкой звезды”, “Твой современник”, “Три дня Виктора Чернышёва”, “Неуловимые мстители”, “Первая любовь”.

Кино 70-х тоже “не выдержало взгляда” Надежды Федосовой. Её перестали снимать. Личная скромность самой актрисы, наверное, только способствовало этому. Она даже не была членом Союза кинематографистов, а единственное почётное звание получила в 1952 году, то есть до своей первой работы в кино и почти за 50 лет до кончины.

Заслуженная артистка России (1952).

Окончила Театральное училище при Центральном театре Красной Армии (1938). Во время войны работала во Втором фронтовом театре, затем — в Московском областном драмтеатре. В 1946-1966 годах — актриса Московского театра драмы и комедии на Таганке.

(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).

Фильмография

Виринея

Виринея

1968, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , ,

Действие происходит в годы гражданской войны и становления Советской власти в Сибири. В центре фильма судьба деревенской женщины Виринеи, которая была в числе первых, кто помогал обустраивать новую жизнь.

Люди, как реки

Люди, как реки

1969, Режиссер: Актеры: , , , , , ,

В центре сюжета — жизнь послевоенного маленького городка. Героиня фильма — немолодая одинокая женщина Прасковья Ивановна — работает почтальоном, помогает каждому, кто в ней нуждается. Паша, оказавшись в больнице, случайно знакомится с Григорием. Скоро ее выписывают, но она продолжает навещать своего нового знакомого. Завязалась дружба. Но вот однажды Григорий обращается к ней со странной просьбой, […]