Владимир Уральский

Владимир Уральский

Владимир Михайлович Уральский. Настоящая фамилия – Попов. Знаменитый актер немого кино, сыгравший большие и маленькие роли почти в ста фильмах. С возрастом перешёл на эпизодические, характерные образы. Среди лучших фильмов: “Стачка”, “Окраина”, “Машинист Ухтомский”, “Молодая гвардия”, “Беспокойное хозяйство”.

“Дана сия бумага Владимиру Михайловичу Попову в том, что он, помимо своей настоящей фамилии, имеет ещё и уличную – Уральский, поскольку пошёл в артисты”. Этот документ, подписанный главой канцелярии города Оренбурга, датированный 1908 годом, до сих пор хранится в семье Уральских.

Владимир Михайлович, основатель и глава творческой династии, был очень популярен в театральной провинции, многие его работы пользовались успехом у публики, несмотря на то, что исполнитель ещё не был профессиональным актёром. Особенно горячо встречали зрители Уральского в образе Анания Яковлева в “Горькой судьбине” Писемского. Заметили его и в столице. Знаменитые мастера сцены Леонидов, Добронравов и Боголюбов помогли молодому актёру устроиться в МХТ, где он начал репетировать роль Клеща в пьесе “На дне”, но в 1913 году Владимир Уральский был выслан в Гельсингфорс как “неблагонадёжный”.

Снова – провинция. Но после революции Уральский стал работать у Алексея Дикого в театре ВЦСПС на Чистых прудах. Спектакли следовали один за другим: “Матросы Катарро”, “Глубокая провинция”, “Вершины счастья”.

20-30-е годы, а затем и 40-е, помимо удачных работ в театре, принесли Владимиру Уральскому десятки ролей в кино: “Броненосец “Потёмкин”, “Случай на мельнице», «Мисс Менд», «Дом на Трубной», “Два-Бульди-Два”, “Путёвка в жизнь”, “Аэроград”, “Пугачёв”, “Парень из тайги”, “Кутузов”, “Крейсер “Варяг”, “Первоклассница”, “Сталинградская битва”, “Степные зори”. Он снимался у Эйзенштейна, Барнета, Протазанова, Желябужского, Оболенского и многих других мастеров немого кино. Играл милиционеров и бандитов, солдат и священников, рабочих и чиновников.

В 1927 году Владимир Уральский снялся в фильме “Альбидум”, где создал образ учёного, прототипом которого был Николай Вавилов. Это была большая творческая удача актёра, филь имел успех. Но вскоре Вавилов был объявлен врагом народа, “Альбидум” сняли с проката, а Владимир Михайлович до конца своих дней не мог примириться с этим фактом. Фильм не сохранился.

Его сын, Виктор Уральский, тоже стал киноактёром. Этому никто не удивился, так как супруга Владимира Михайловича в своё время была популярной театральной актрисой, и вся атмосфера дома располагала именно к тому, чтобы сын пошёл по стопам родителей.

Последние годы Владимир Уральский служил в Театре-студии киноактёра в Москве.

В 1895-1909 годах был рабочим пекарни в Оренбурге. В 1914 году учился в театральной школе МХТ, в 1923-25 годах – в киноактёрской школе им. Б. Чайковского. В 1909-14 годах – актёр театров: русской драмы при Нардоме и Городского театра – в Оренбурге, в 1914 – миниатюр в Новочеркасске, в 1914-15 – Русского Александровского правительственного в Гельсингфорсе, в 1915-22 – товарищества русской драмы в г. Лудны, русской драмы в Екатеринбурге, Симбирске, Кузнецке, Самаре, Бузулуке, Одессе, Омске. В 1922-23 годах – актёр и режиссёр труппы политотдела Второй кавалерийской дивизии Первой Конной армии в Оренбурге. С 1923 года – в штате киностудии “Межрабпом-Русь”. С 1933 – актёр театра ВЦСПС в Москве, с 1936 – в штате киностудии “Союздетфильм”, с 1945 – Театра-студии киноактёра.

(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).

Фильмография

Большая жизнь

Большая жизнь

1939, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Кинороман о горняках Донбасса 30-х годов, о движении новаторов и их борьбе с диверсантами.

Броненосец “Потемкин”

Броненосец “Потемкин”

1925, Режиссер: Актеры: , , , , ,

Созданный в 1925 году и признанный “лучшим фильмом всех времен и народов”, “Броненосец “Потемкин” продолжает оставаться одним из самых значительных произведений отечественного и мирового киноискусства.

Звенигора

Звенигора

1928, Режиссер: Актеры: , , , , , ,

Кинопоэма. Многие годы старый хранитель древних преданий, искал ушедшие под землю Звенигоры богатства. Первый его внук — с рабочими молодой страны. Другой внук примкнул к петлюровцам и бежал за границу, но, получив задание взорвать мост, вернулся в родные края и попытался вовлечь старика в свою авантюру.

Закройщик из Торжка

Закройщик из Торжка

1925, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , ,

Быт и нравы провинциального городка первой половины 20-х годов. Забавные приключения домработницы и закройщика, выигравшего крупную сумму по облигации государственного займа.

Окраина

Окраина

1933, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , ,

Глухая окраина России. Сонную жизнь всколыхнуло известие о начавшейся войне с Германией. Рабочий Николай Кадкин уходит на фронт. Добровольцем уходит и его брат Сенька…

Стачка

Стачка

1925, Режиссер: Актеры: , , , , , , ,

Историко-революционный фильм.

Аэлита

Аэлита

1924, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , ,

‘Аэлитой’ руководители фирмы делали ставку на экспортный ‘боевик’, технически и постановочно не уступающий лучшим западноевропейским лентам, интересный как для первоэкранной публики внутри страны, так и для зарубежного буржуазного зрителя. Фильм должен был быть ‘масштабным’ и ‘сенсационным’ – с необычным сюжетом, большим числом действующих лиц, с популярными именами автора, режиссера-постановщика, исполнителей главных ролей. В качестве литературной […]

Истребители

Истребители

1939, Режиссер: Актеры: , , , ,

Учились два товарища в одном летном училище, и были они – не разлей вода, но синие глаза девушки Вари разлучили друзей. Мудрый командир поручил им совместную работу, чтобы они смогли наладить отношения. И оказался прав.

Праздник святого Йоргена

Праздник святого Йоргена

1930, Режиссер: Актеры: , , , , , , , ,

По мотивам одноименного романа Г.Бергстеда. Накануне церковного праздника из тюрьмы бежит вор Коркис. Смешавшись с толпой прихожан, герой вместе с сообщником оказывается у храма. При виде денег, которые остаются в карманах служителей церкви, Коркис задумывает очередную авантюру…

Путевка в жизнь

Путевка в жизнь

1931, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , , ,

Первый советский звуковой фильм, повествующий о создании трудовой коммуны для беспризорных ребят, где все основано на свободе и доверии. Картина готовилась экспериментальная, художественно-звуковая. Впервые в отечественном игровом кино звук во всех его видах (речь, песня, шумы, музыка) был органически связан с изображением и становился новым средством художественного выражения. Вокруг картины собрались интересные люди. На площадке […]