Дзига Вертов

Дзига Вертов (настоящее имя и фамилия – Денис Аркадьевич Кауфман), режиссер, сценарист, теоретик кино. Один из основоположников отечественного и мирового документального кино. Творческий путь Вертова начался c работы в отделе хроники Москинокомитета. Принимал участие в монтаже первого советского киножурнала «Кинонеделя» (1918-1919). В годы гражданской войны принимал участие в рейсах агитпоездов, руководил съемками на фронтах (фильмы «Бой под Царицыном», 1919; «Агитпоезд ВЦИК», 1921; «История гражданской войны», 1922). Постепенно складываются его теоретическая концепция документального кино: документальный экран не должен копировать обычное зрение.

Для этого существует «Кино-око», которое совершеннее человеческого глаза. Используя разнообразные съемки и различные технические возможности киноаппарата, можно увидеть процессы в жизни скрытые от человеческого зрения, а последующая организация снятого материала позволяет более углубленно исследовать действительность.

В 1922 сформировалась группа молодых кинематографистов (М. А. Кауфман, И. И. Беляков, А. Г. Лемберг, И. П. Копалин, А. М. Родченко и др.), которая получила название «Киноки» (от «кино-око»). Позицию «Киноков» Вертов изложил в ряде манифестов, опубликованных в 1922-1923 в журналах «Кинофот» и «ЛЕФ», «Киноки», подобно лефовцам и пролеткультовцам, отрицали традиционные виды искусства, построенные на вымысле (роман, повесть, рассказ, и т. д.), и противопоставляли им очерк и репортаж, отрицали игровую кинематографию, ставя во главу угла кинохронику.

С деятельностью этой группы под руководством Вертова связано возникновение нового жанра кинопублицистики. Выходящие на экран на протяжении 1922-1926 выпуски киножурнала «Кино-Правда», документальные фильмы «Кино-глаз», «Шагай, Совет», «Шестая часть суши» и др. хроника событий воспринималась как обобщенная картина революционной эпохи и дальнейшего строительства мирной жизни.

Фильм «Кино-глаз» в 1924 получил медаль и диплом Всемирной выставки в Париже. С переездом Вертова на Украину группа «Киноки» распалась. Вертов является режиссером одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» (1930).

Снимает «Три песни о Ленине» (1934), фильм, который газета «Правда» назвала «Песней всей страны». Фильм «Колыбельная» (1937) посвящен двадцатилетнему пути страны, пройденному после революции.

Во время Великой отечественной войны снял фильмы «Кровь за кровь, смерть за смерть» (1941), «Клятва молодых» и «В горах Ала-Тау» (оба 1944), посвященные героической борьбе советского народа с фашизмом и работе в тылу. Выпускал киножурнал «Новости дня» (1944-1954).

Творческие идеи Вертова нашли своих приверженцев и в мировом кинематографе, они были поддержаны Б. Брехтом, З. Кракауэром, Л. Мулинаком, Ч. Чаплином и др. Его открытия в документальном кино были восприняты отечественными и мировыми документалистами и стали основой для дальнейших поисков.

Фильмография

Киноправда

Киноправда

1922, Режиссер:

В 1922—1925 годах «киноки» выпускают ежемесячный экранный журнал «Киноправда» (всего вышло 23 номера). «Киноправда» в сюжетно-тематическом и в формальном отношениях является значительным шагом вперед. Расширяется охват фиксируемых явлений жизни: кроме важнейших политических событий, наиболее значительных фактов из области промышленности, сельского хозяйства, культуры в «Киноправду» включаются отдельные эпизоды из повседневного быта рабочих и крестьян. Наряду с […]

Человек с киноаппаратом

Человек с киноаппаратом

The Man with the Movie Camera, 1929, Режиссер:

В кадре кинокамера снимает людей, места, объекты… Киноаппарат здесь является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий… Киноглаз, который наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию. Он просто смотрит в мир и видит все, или, вернее, происходит видение! Дзига Вертов и его “Человек с киноаппаратом” опередили […]

Колыбельная

Колыбельная

1937, Режиссер:

Фильм посвящен двадцатилетнему пути страны, пройденному после революции.