Фриц Ланг

Фриц Ланг, немецкий и американский режиссер, сценарист и продюсер. Родился в Вене в семье архитектора. По желанию отца изучал архитектуру, но вскоре уехал в Мюнхен, а затем в Париж, где предпочел посвятить себя живописи. Путешествовал по Малой Азии, Северной Африке, России, Китаю, Японии и Индонезии, зарабатывая рисованием и продажей открыток. Вернувшись в Париж в 1913, работал художником, дизайнером одежды и карикатуристом. С началом войны уехал последним поездом в Вену, ускользнув от французской полиции, и был призван в армию рядовым. Получив четыре ранения и ослепнув на правый глаз, он был демобилизован в 1916 в звании лейтенанта и, долго оправляясь от ранений в госпитале, начал писать рассказы и киносценарии. Несколько его сценариев были куплены немецкими студиями, и он вскоре уехал в Берлин, где перепробовал ряд киноспециальностей, в том числе актера на эпизодических ролях.

Всегда стремящийся к полному контролю над собственным творчеством, Ланг остался недоволен вольным обращением со своими сценариями, и в 1919 снял свой дебютный фильм, «Полукровка» (Halbblut). Картина о человеке, которого губит любовь к женщине, положила начало одной из постоянных тем Ланга (сам фильм утерян). Уже третья его лента — «Пауки» (Die Spinnen; первая часть 1919, вторая 1920), приключенческий триллер о преступной организации, стремящейся к мировому господству, — принесла режиссеру шумный коммерческий успех.

Продюсеры потребовали от него немедленно приступить к съемкам второй части, из-за чего ему пришлось отказаться от другого задуманного проекта, фильма «Кабинет доктора Калигари» (Das Kabinett des Dr. Caligari), снятого в итоге Робертом Вине.

Картина «Усталая смерть» (Der mude Tod, 1921), одна из лучших ранних работ Ланга, получила высокую оценку критиков и окончательно выдвинула его в число ведущих немецких режиссеров.

Следующий фильм — «Доктор Мабузе, игрок» (Dr. Mabuse Der Spieler/Dr. Mabuse; две части, 1922) — вновь рассказывал о преступлениях маньяка, стремящегося к власти над миром.

Эпический фильм «Нибелунги» (Die Nibelungen/Siegfried, 1924) вновь состоял из двух частей — «Зигфрид» и «Месть Кримгильды» — и был основан на средневековой легенде, нашедшей позднее место в арийской мифологии нацизма. В тот же год во время поездки в Америку, под впечатлением нью-йоркских небоскребов, он задумал свою следующую ленту, «Метрополис» (Metropolis, 1926). Ее постановка чуть не разорила студию «УФА»; это был на тот момент самый дорогой фильм в истории немецкого кино.

Для постановки триллера «Шпионы» (Spione, 1928) Ланг создал собственную компанию, и вновь добился успеха в своем излюбленном жанре. Первый звуковой фильм режиссера — «М» (M; 1931) — затронул новую для кино тему. Это был психологический триллер о маньяке, убивающем детей.

В фильме «Завещание доктора Мабузе» (Das Testament des Dr. Mabuse, 1933) Ланг вложил фашистские лозунги в уста негодяев. Картина была запрещена Геббельсом; вызвав режиссера к себе, чтобы сообщить ему о запрете, рейхсминистр пропаганды одновременно предложил ему от имени самого фюрера руководство немецкой киноиндустрией. В тот же вечер Ланг, мать которого была еврейкой, уехал во Францию.

Сняв один фильм во Франции, Ланг переехал в США. Лишь в 1936 ему удалось снять первый американский фильм, «Ярость» (Fury). Критики моментально признали фильм шедевром, но это не облегчило положение Ланга в Голливуде.

Одной из его лучших картин стал ироничный триллер «Женщина в окне» (The Woman in the Window, 1944). Картина «Большая жара» (The Big Heat, 1953) была этапной в переходе кино к более реалистичному изображению насилия на экране.

Однако с течением времени Лангу становилось все труднее бороться с произволом продюсеров, и в 1956 он решил не работать больше в Голливуде. Поездка в Индию, где он намеревался снять романтический костюмный фильм, оказалась неудачной.

В США он провел свои последние годы в уединении в темном особняке в Беверли-Хиллз, ведя дневник и увлекаясь мыльными операми.

Фильмография

Усталая смерть

Усталая смерть

Der Mude Tod, 1921, Режиссер: Актеры: , , , ,

Молодая пара отдыхает в маленькой деревенской гостинице. Внезапно мужчина оказывается похищенным Смертью. Женщина находит таинственный вход в потусторонний мир и встречается со Смертью, которая рассказывает ей три разных истории, происходящих в разных, порой неожиданных местах. В каждой из этих историй, женщина, пробуя спасать своего возлюбленного от его окончательной трагической судьбы, терпит неудачу. Молодая особа понимает […]

Метрополис

Метрополис

Metropolis, 1927, Режиссер: Актеры: ,

События происходят в будущем, в огромном Метрополисе, которымправит миллионер. Он живет в верхнем городе. Его сын влюбляется в дочь рабочих, живущих под землей, в трущобах. Некий изобретатель научился создавать искусственных людей и по просьбе миллионера придал своему искусственному созданию облик именно этой девушки. Она начинает учить рабочих насилию и разрушению, и те уничтожают оборудование, которое […]

Лилиоме

Лилиоме

Liliom, 1934, Режиссер: Актеры:

Карусельный зазывала и весельчак Лилиоме (Шарль Буайе), влюбляется в безработную девушку Жули (Мадлен Озерэй), однажды прокатившуюся на его карусели. Финалом их встречи становится скандал между героем и хозяйкой аттракциона, ревнивая блондинка увольняет Лилиоме. Безработные влюбленные, уставшие от унизительной поденной работы, начинают жить вместе, вскоре девушка узнает, что беременна. Лилиоме, пытается заработать деньги случайными заработками и […]

Нибелунги

Нибелунги

Die Nibelungen, 1924, Режиссер: Актеры: , , , , , , , , , , ,

Немой художественный фильм Фрица Ланга по мотивам средневековой германской эпической поэмы “Песнь о Нибелунгах”.

М убийца

М убийца

Fritz Lang's M, 1931, Режиссер: Актеры: , ,

Буква “М” как бренд, оставила свой след в истории кино. Маньяк-убийца наводит ужас на жителей Города. Маленькие девочки не успевают домой к обеду, не возвращаются вовсе. Полиция сбилась с ног в поисках преступника, однако все усилия тщетны. Обеспокоенный активностью полицейских, преступный мир города сам объявил погоню за нарушившим табу маньяком. Загнанный в угол и встретившись […]

Доктор Мабузе – гений игры

Доктор Мабузе – гений игры

Dr. Mabuse, der Spieler - Ein Bild der Zeit, 1922, Режиссер: Актеры:

Он – зеркало германского общества 1920-х во всем его криминальном декадансе. Он – зловещий лейтмотив своего времени, чье превосходство рождается в ужасе и терроре. Он неуловим! Всемогущий и безумный доктор Мабузе, величайший гений своего времени, управляет самой опасной бандой фальшивомонетчиков, воров и убийц. Его сила во владении высочайшим уровнем гипноза, мимикрии и умении полностью подчинить […]

Ярость

Ярость

Fury, 1936, Режиссер: Актеры: , , ,

Джо Уилсон повенчан с Кэтрин Грант скоро они должны пожениться, но для свадьбы нужны деньги и Джо уезжает в Техас работать на бензоколонке фирмы “Шелл”. Со временем ему с братьями удается выкупить бизнес и, заработав на автомобиль, герой пускается в путешествие к своей любимой. Неожиданно на проселочной дороге путь герою преграждает заместитель шерифа небольшого городка […]

Живешь только раз

Живешь только раз

You Only Live Once, 1937, Режиссер: Актеры: , , , ,

История человека, пытающегося жить честно. Его преследуют, он в одиночку борется против угрожающей власти общества и должен бороться. Именно борьба имеет значение. Если есть хоть малейший шанс на успех, человек должен продолжать делать то, что считаешь необходимым. Быть может, покажется что это своего рода мученичество, но нет, ибо в этом сущность жизни: в сражении во […]

Харакири

Харакири

Harakiri, 1919, Режиссер: Актеры: , ,

В 1918 году Ланг получил возможность снять свой первый самостоятельный фильм. Этим фильмом оказалось “Харакири” – экранизация “Мадам Батерфляй” Дэвида Беласко и Джона Лютера Лонга. Ничего удивительного в таком ориентальном дебюте нет, если вспомнить последовавшие “Индийскую гробницу” или “Усталую смерть”.

Большая жара

Большая жара

The Big Heat, 1953, Режиссер: Актеры: , , , ,

Детектив Дэйв Бэннион из отдела по расследованию убийств начинает непримиримую борьбу с преступным синдикатом и в короткие сроки обрезает все связи бандитов с городом и администрацией. Результат не заставляет себя ждать: от взрыва бомбы, предназначенной для Дэйва, погибает его жена. Преступники угрожают похитить ребенка, а на службе начинается сильное давление. Но Бэннион решает, что просто […]