Николай Кузьмин
Николай Васильевич Кузьмин родился в Ярославле. 16-летним юношей, в 1929 году он пришел в Театр имени Волкова. Кузьмин становится учеником школы выдающегося русского режиссера Ивана Ростовцева, работавшего в это время в Ярославле. Признание и успех принесли молодому актеру роли Фердинанда (“Коварство и любовь”), Чацкого (“Горе от ума”), Самозванца (“Борис Годунов”), Незнамова (“Без вины виноватые”). Он был создателем крупных образов и характеров, ибо видел мир крупно и мощно, никогда не теряя своего творческого обаяния. Театральный сезон 1936/37 года Кузьмин играет на сцене Оренбургского драматического театра.
За чтение по областному радио в прямом эфире поэмы В. Маяковского “Хорошо!” (в частности, пятой главы – и “восхваление Троцкого как вожака революции) Николай Кузьмин был арестован органами НКВД и получил обвинение по трем пунктам знаменитой 58-й статьи: часть 7-я – вредительство, контрреволюция, 58-8 – террор, 58-11- принадлежность к контрреволюционной организации. В Оренбурге слушалось огромное дело “по разоблачению правотроцкистского блока”. Деяния Кузьмина были квалифицированы как “враждебно-вредительская деятельность на радио”. Приговор — 10 лет исправительно-трудового лагеря и 3 года поражения в правах. Был освобожден в 1947 году, отбыв почти 10 лет лагеря. В 1948-1949 гг. – Кузьмин – актер Рыбинского драматического театра. С ограничением в гражданских правах, без возможности проживать и работать в областных центрах. Арестован вновь в марте 1949 года по прежнему обвинению. Приговор ОСО (Особого совещания) – бессрочная ссылка в Красноярский край, место жительства – Енисейск.
Николай Кузьмин бережно хранил в своей библиотеке книгу А. И. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”, с дарственной надписью автора – собрата по судьбе. Пятнадцать лет ГУЛАГа Николая Кузьмина – это Соликамск, Усоль-лаг, тяжелые работы на лагерных пунктах и командировках, роли в лагерном театре…
В 1956 году Николай Кузьмин возвращается на родную Волковскую сцену.
Театр был для Николая Кузьмина не столько профессией, сколько делом жизни. И сам Артист, и вся его жизнь – чистый образец служения искусству, человеку и человечности… Николай Кузьмин являлся не только старейшим актером, мастером, “последним из могикан” Волковской сцены, но и художником, чей камертон нравственного и творческого влияния был ощутим всегда. В торжественные дни 250-летия Первого русского театра — первым актером, кому Президент России Владимир Путин вручил высокую правительственную награду, орден Почета, был Николай Кузьмин. Кузьмин обладал необыкновенной художественной проницательностью, поражая зрителя правдой человеческих переживаний, тончайшими психологическими нюансами, необыкновенной душевностью. Сценическими открытиями Кузьмина явились образы героев русской классики — Фамусова в “Горе от ума” А. С Грибоедова, огрмоная галерея персонажей Островского – Паратов (“Бесприданница”), Дикой (“Гроза”), Худобаев (“Светит, да не греет”), Курослепов (“Горячее сердце”); чеховские Иванов, Гаев (“Вишневый сад”), Трилецкий-старший (“Платонов”). Зрители помнят трагедийный характер Ильи Репнина, мучительно обретавшего себя в послереволюционной России (“Посольский дневник” С. Дангулова в постановке Ф. Шишигина), яркую галерею образов наших современников. Кузьмин был первым и замечательным исполнителем роли Федора Волкова на Волковской сцене в конце 50-х годов.
Более 70 лет жизни актер отдал любимой сцене, исполнив в течение своей актерской жизни свыше 250 ролей. Кузьмин играл и в свои 85 – редкий для действующего актера возраст, и оставаясь любимцем публики. Вплоть до последних лет он был верен театру. В последние годы он успел создать яркие образы Трилецкого-старшего в “Платонове”, Гаврилу в “Фоме”, Урядника в “Кавказском романе”. Его Сценариус в “Зеленой карете” был образцом служения театру. Мир героев Кузьмина был удивительно реален и узнаваем. Они и театральны, в лучшем смысле этого слова, и полнокровны. Страстные жизнелюбы, одержимые жаждой творчества, как и он сам. Сдержанный, спокойный, любящий в героях не показную декларативность, а истинное, глубокое чувство, Кузьмин был и тонким лириком, необычайно тонко чувствующим природу. Голоса птиц на утренней зорьке, плеск рыбы в реке, —все впитывала его тонкая, ранимая душа. Мужество и скромность Кузьмина вызывали глубокое уважение. Он верил в жизнь, доказывал своей судьбой силу жизни, и это передавалось зрителям. Актеру было присвоено Народного артиста России, отмечен орденами Дружбы народов и Почета, медалями, Знаком отличия “За заслуги перед городом Ярославлем”, ему присуждена областная премия “За высокое служение театру”. Похоронен на Леонтьевском кладбище Ярославля.
Народный артист России , актер Российского Академического театра драмы имени Федора Волкова (1929 -1936, 1956 -1999).