Петр Репнин
Петр Петрович Репнин. Блистательный комедийный актер. Прославился еще в дореволюционном кино, но истинную популярность приобрел благодаря роли Мули в комедии «Подкидыш». Был любимым учеником и помощником В.Мейерхольда, работал в его театре, но сцене предпочел кинематограф. Последняя роль – главный врач психиатрической больницы в “Кавказской пленнице”.
Петр Репнин – из тех, кого называли Актер Актерычами. Представительный, полноватый, благородный, он входил в троллейбус, и все пассажиры начинали перешептываться: «Смотрите-смотрите! Это явно актер! Но какой?..» Что-то неуловимо родное и знакомое было в этом пожилом человеке. Никто уже не ассоциировал его с легендарным Мулей, который нервировал эксцентричную Лялю – Фаину Раневскую.
Парадокс, но «Подкидыш» принес Репнину не только славу, но и разочарование. Актера практически перестали снимать. Он пришел в кино еще в 20-е годы, играл в первых советских эксцентрических комедиях, писал сценарии, ассистировал режиссерам. Его любили и почитали. Но Петр Петрович не был «удобным человеком». Он говорил, что думал, любил компании, менял театры, вел вполне независимый образ жизни. В первые же месяцы войны сыграл Гитлера – в первом Боевом киносборнике. «Петр Петрович, когда немцы войдут в Москву, Вам первому висеть…» – говорили «доброжелатели». Но Репнин не только игнорировал эти слова, он выехал на фронт в составе одной из первых актерских бригад.
Но после войны Петр Репнин оказался не востребован ни в кино, ни в театре. Зато у пожилого актера родилась дочь, и он всего себя целиком посвятил Оленьке. Ходил с ней гулять, сочинял для нее стихи и на ночь пел любимую песню – куплеты Водовоза из «Волги-Волги». Если уезжал в командировки – неизменно писал письма.
Петр Репнин продолжал сниматься в многочисленных эпизодах, никогда не отказывался даже от пустяковых предложений.
В 1907-1914 учился в Реальном училище А.С.Черняева. С 1914 – в любительской антрепризе В.С.Воронского и Л.Л.Соколова. В 1915-1918 – актер Петроградского театра миниатюр. В 1918-1922 учился режиссуре на курсах мастеров сценической постановки (позднее – ГВЫРМ) под руководством В.Э.Мейерхольда. В 1920 – актер театра “Летучая мышь”, в 1920-1924 – Вольного театра (позже – Театр РСФСР-I п/р В.Э.Мейерхольда). В 1922-1924 – режиссер Московского театра Революции. В 1924-1932 работает в кино. В 1932-1934 – актер театра Бауманских ребят, в 1934-1938 – Реалистического театра п/р Н.Охлопкова, в 1938-1940 – Камерного театра. С 1941 – во Всесоюзной Государственной Концертной организации, в 1942 – в джаз-оркестре Покрасса, в 1942-1944 – актёр фронтового филиала Малого театра. В 1944-1945 – актёр театра при “Мосфильме”, в 1945-1947 – в театре Музыкальной драмы Министерства здравоохранения. С 1947 по 1955 – актер Театра-студии киноактера. (В 1951-1952 – в 1-м Театре Окупационных войск в ГДР).
Автор сценария фильма “Гонка за самогонкой”.
(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).