Ольга Антонова
Ольга Сергеевна Антонова. Родилась в Ленинграде. Окончила ЛГИТМиК (1965, курс Б. Зона). С 1965 – актриса Ленинградского Академического театра Комедии им.Н.Г.Акимова.
Заслуженная артистка России (1980).
Народная артистка России (1994).
Вся жизнь актрисы связана с Ленинградским Академическим театром Комедии имени Н.П.Акимова. Здесь она провела свое детство и отрочество (по иронии судьбы будущая звезда жила в ленинградской коммуналке над службами театра), сюда, кажется совершенно случайно, она поступила, закончив учебу у выдающегося театрального педагога Б.В.Зона в ЛГИТМиКе в 1965 году. Все эти годы Ольга Антонова верой и правдой служит пенатам родного дома, став современным символом Театра Комедии, переживая все его боли и радости, все взлеты и падения.
Как одна из самых интересных работ сезона, была замечена первая же роль актрисы – на ординарном драматургическом материале дебютантке удалось создать запоминающийся многоплановый образ: подкупавшая внутренней чистотой, предельной искренностью и обаянием светлых глаз Шура Залыгина – “сложная девочка”, не слишком оригинальный персонаж комедии авторов Б.Рацера и В.Константинова “Инкогнито”.
Несмотря на то, что сам Акимов не успел найти достойной оправы дарованию Ольги Антоновой в первые годы службы в театре, ее талант был отшлифован в постановках режиссеров, которым гостеприимно открывал двери Мастер. Тогда, в репертуарных ролях травести, угловатых девочек, школьниц, горничных и принцесс (всего было сыграно около двадцати ролей) Антонова выработала свой особый стиль – идущий от ее собственной индивидуальности, отточенный и камерный: игра на полутонах, без нажима.
Волшебная природа “сказочного эльфа”, как за глаза прозвала актрису критика и почитатели, обаяние хрупкости, внутренняя чистота и сила, лежащие в основе ее индивидуальности, а так же – удивительная музыкальность и способность к “лирическому” гротеску, – оказались востребованными режиссурой Петра Фоменко, в творческом союзе с которым Ольге Антонова создала в семидесятые годы ряд незабываемых образов. Роль зубного врача Нины Бегак в знаменитом и самом “оптимистичном” спектакле молодого режиссера “Этот милый старый дом”, по мелодраме-водевилю Алексея Арбузова, в 1972 году принес Ольге Антоновой шумную известность. В постановках Фоменко ослепительно-красивая и тонко чувствующая жанр актриса, могла предстать то обольстительной Еленой Прекрасной (“Троянской войны не будет” Жана Жироду), то уверенной в себе и исполненной жаждой разрушения Анной Мартыновной Змеюкиной (“Свадьба. Юбилей” А.П.Чехова).
Всегда будучи открытой к любому сотрудничеству, к интересному творческому союзу, актриса работала с известными театральными мастерами – молодым Р.Виктюком, Ю.Дворкиным, В.Титовым и многими другими.
Прочные творческие отношения сложились у Ольги Антоновой с петербургским театром “Приют Комедианта”. Еще в 1997 актриса, вместе со своим давним партнером по сцене Театра Комедии Петром Вельяминовым срепетировали и разыграли “Старомодную комедию”. В октябре 1999 Антонова сыграла в другом блистательном “кассовом” спектакле, на который валом валит уставшая от “чернухи” публика – “Недосягаемая” Уильяма Сомерсета Моэма.
В кино Ольга Антонова дебютировала в телефильме Петра Фоменко “Почти смешная история” (1977, сценарий Э.Брагинского). К этому времени Антонова была хорошо известной ленинградцам актрисой Академического Театра Комедии. Но всенародную славу принесла ей впервые именно эта картина. После ее демонстрации по телевизору, как в голливудских сказках, Антонова наутро проснулась знаменитой. Знакомый ей по работе в театре Фоменко предложил Антоновой роль эксцентричной и возвышенной девушки по имени Иллария. Зрителям полюбился этот образ вместе со ставшей широко популярной песней “Я леплю из пластилина…”
Нельзя сказать, чтоб кинематограф так уж и распахнул свои объятья Антоновой. Она была уж слишком нестандартна для “поточного кинопроизводства”.
В 1978 году Антонова сыграла главную роль в шекспировской телеверсии “Комедии ошибок” (сценарий Фридриха Горенштейна, режиссер Вадим Гаузнер) в партнерстве с Михаилом Козаковым, Софико Чиаурели и Михаилом Кононовым. И вновь волшебная природа “сказочного эльфа” позволила ей в самых невероятных ситуациях существовать с той свободой и естественностью, без каких невозможно зрительское доверие к невероятному. А затем в кино для Антоновой наступил перерыв в несколько лет.
В 1989 году Антонова блестяще сыграла роль Наташи в фильме К. Г. Муратовой “Астенический синдром” (специальный приз “Серебряный медведь” МКФ в Берлине). Этот фильм как бы подводил итог всему укладу советской жизни с ее “перестроечной” эпохой, показал тотальное состояние упадка и истощения сил. Антоновой, со свойственной ей тонкой психологической разработкой характера, был написан портрет человека, перепрыгнувшего границы рассудка, воплощенной боли и ненависти, женщины с искривленным ртом, с растрепанными волосами фурии и невидящим взором воспаленных глаз.
В девяностые годы кинематограф и телевидение оказались увлечены типажом Ольги Антоновой и ее несравненным мастерством. Ею были созданы сложные, многоплановые образы: последняя русская императрица Александра Федоровна в “Цареубийце” Карена Шахназарова (1991), колдовски страшная Дюран в “Проклятии Дюран” Виктора Титова (1994), величественно скорбная и светлая героиня фильма “Незабудки” Льва Кулиджанова (1994).
В 2000 году снялась в роли Екатерины Великой в исторической драме Александра Прошкина “Русский бунт”.
В настоящее время Ольга Сергеевна Антонова – признанный мастер сцены, педагог, ведущий занятия в Санкт-Петербургской Государственной Академии Театрального искусство (СПГАТИ) и передающий навыки своей профессии молодому поколению актеров, член Художественного Совета театра “Приют Комедианта”.