Анатолий Эфрос
Анатолий Васильевич (Исаевич) Эфрос. Имя этого выдающегося театрального режиссера ХХ века помнят и чтят все, кто служит в театре или любит его вечно искусство.
Лучшая пора Центрального детского театра связана с Марией Кнебель и ее учеником Анатолием Эфросом, который проработал в Центральном детском 10 лет и за это время сумел создать труппу артистов-единомышленников. Сам Эфрос считал самым хорошим днем его жизни, когда он был принят в Центральный детский театр и где он узнал, что такое содружество.
“Театр – это режиссер, имеющий определенные художественные идеи, а также группа его актеров, способных поверить и увлечься ими”,- писал Эфрос.
Никому, как Эфросу, не удавалось увлекать своими собственными идеями артистами, для каждого из которого было счастье встретиться с ним в работе. Анастасия Вертинская писала об этом так: “Мы все вместе были вовлечены в какую-то увлекательную творческую игру. Так незаметно режиссура Эфроса проникала и растворялась в нас”.
Сначала детский театр, а затем Ленком, откуда Эфрос ушел после постановки чеховских “Трех сестер”, осужденных и запрещенных тогдашней властью. Затем Театр на Малой Бронной, где Эфрос создал свои шедевры – “Женитьба”, “Отелло”, “Ромео и Джульетта”, “Месяц в деревне” и другие. Эфрос ставил и во МХАТе – “Мизантроп” и “Живой труп”. И наконец его последний театр – это “Таганка”, где он еще при Юрии Любимове поставил “Вишневый сад”, а в самом конце своей жизни – “На дне”.
Каждую новую работу его ждали и каждая становилась событием театральной жизни не только Москвы и России. Эфроса знал и высоко ценил весь театральный мир. Его приглашали на постановки в Японию и США.
Анатолию Эфросу принадлежит и открытие нового телевизионного театра – телепостановки лермонтовского “Героя нашего времени” с Олегом Далем в роли Печорина и булгаковского “Мольера”, в главной роли с Юрием Любимовым.