Павел Панков

Павел Панков

Павел Петрович Панков. Острохарактерный актёр, мастер ленинградской сцены. Исполнял, преимущественно, отрицательные роли, но в историю кино вошёл как создатель образа мудрого прокурора Берга в фильме “Жизнь и смерть Фердинанда Люса”.

Павел Панков был третьим ребёнком в семье петроградского инженера. Брат и обе его сестры стали актёрами. Начинал он статистом в театре Ленсовета, затем ушёл на войну. Став профессиональным актёром, долго не мог найти “свой театр”, не получал интересных ролей в кино. Играл эпизоды, уезжал на 2 года в Москву, пристрастился к спритному.

Панкова пригласил к себе руководитель Ленинградского театра комедии Николай Акимов и стал давать одну большую роль за другой. На этой сцене проявилось во всей красе дарование актёра, его комедийные способности, тонкая ирония. Павел Петрович был из тех артистов, которым надо только выйти на сцену — остальное всё делала природа. Панков не был «человеком с тысячью лиц» или же мастером стремительного перевоплощения. Как актёр, он был личность цельная, монолитная. Даже когда случалась «нестыковка» с ролью, его выручала натура.

Он любил славу и известность, и они ему были нужны. Как нужно было постоянное одобрение, внимание. А тем более — направляющая рука. Когда Павел Петрович пришёл в БДТ, за ним тянулся шлейф славы комического актера. А в новом театре для Панкова началось время переоценки ценностей. В БДТ он показался всем человеком солидным, серьёзным, вежливо-неприступным. Мало кто знал, что за внешней неприступностью скрывался острослов и заводила, ярый патриот «акимовского дома». И в новых условиях Панков почувствовал себя неуютно.

К счастью, роль, которую он получил, придя в БДТ, и особенно успех, сопутствующий ей, во многом компенсировали потери. Это была роль Тетерева в «Мещанах» М.Горького. И все же смена «статуса» давалась Панкову нелегко. Его широкой натуре было тесно в чинном храме искусств.

В кино у зрителей шумным успехом пользовалась роль Соседа в комедии “Волшебная сила искусства”, где герой Аркадия Райкина навещал свою старую учительницу. Работа пустячковая, но долгие годы актёра узнавали именно по ней. А в 1976 году на экран вышел фильм “Жизнь и смерть Фердинанда Люса”. О Панкове заговорили как об открытии, о новом типаже в кино и т.д. Павел Петрович получил сразу десяток приглашений на новые кинороли, но через год его не стало…

Заслуженный артист РСФСР (1965).

С 1939 года – актёр вспомогательного состава театра им. Ленсовета. Окончил студию Большого драматического театра им. М. Горького в Ленинграде (1947) и стал артистом БДТ. В 1951-1952 годах работал в театре им. М. Н. Ермоловой в Москве, с 1952 года — в театре им. Ленсовета и Театре Комедии в Ленинграде. С 1965 года — актёр Ленинградского академического Большого драматического театра им. М. Горького.

(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).