Валентина Кибардина
Валентина Тихоновна Кибардина. Народная артистка РСФСР (1951), Лауреат Сталинской премии (1951-за театральную работу).
Валентина Тихоновна Кибардина родилась 30 мая 1907 года в Витебске. В 1929 году она закончила студию Ю.М.Юрьева при Ленинградском театре драмы и стала актрисой Ленинградского театра Народного дома. Работала в Московском театре-студии под руководством Рубена Симонова, а с 1936 гола стала актрисой БДТ.
Театр и кинематограф тридцатых годов искали героя не из книг а из самой жизни. В 1934 году режиссеры Г.Козинцев и Л.Трауберг пригласили театральную актрису Кибардину на роль в своем фильме “Юность Максима”. Большое место в жизни будущего профессионального революционера Максима заняла Наташа. Убежденная революционерка, умная и смелая женщина, без позы жертвенности и надрыва посвятившая себя делу. Эту роль режиссеры передали Валентине Кибардиной. И именно в этой роли впервые раскрылась ее актерская индивидуальность.
Молодость, жизнелюбие, светлый, открытый, гармоничный внутренний мир роднит героев Кибардиной и Чиркова. И несмотря на то, что в фильме почти не говорится о любви, зритель видит ее, верит в глубину чувств героев. Наташа Кибардиной любит Максима по-особому, не разделяя дело и личную жизнь.
Валентина Кибардина не лирическая актриса, но и сухой, рациональной ее тоже не назовешь. В Наташе, как и в последующих сыгранных ею ролях, она выносит на первый план работу страстной и напряженной мысли.
Для Кибардиной образ Наташи, созданный в полном соответствии с замыслом режиссера стал этапным. Что-то от Наташи останется навсегда с ней.
Героини Кибардиной будут сложнее, с трудными судьбами, но с ясным Наташиным умом, трезвой и реальной мыслью. Чувствовать под собой реальную почву свойственно всем героиням актрисы, стихия которой – горьковская “жизненная плотность”. Роли абстрактные и умозрительные всегда вызывали сопротивление индивидуальности Кибардиной.
Пожалуй, самая трудная и сложная ее роль – Татьяна во “Врагах” Горького. Они сыграна в 1948 году, а в 1953 году на экраны вышел фильм-спектакль. Для Кибардиной Татьяна – первая и последняя нецельная, надломленная героиня, потерпевшая жизненное поражение.
Сродни горьковской Татьяне и Татьяна Б.Лавренева (фильм-спектакль Большого драматического театра “Разлом.” (1952)). Здесь Кибардина монументальна, внушительна, основательна. У нее даже в походке чувствуется не легкость, а поступь. Движения ее размеренны, спокойны, говорит она степенно, не торопись. Но за внешнеймонументальностью актриса раскрывала мир страстный и клокочущий. Не только вокруг, но и в Татьяне шла борьба нового со старым. Героиня Кибардиной принимала революцию безоговорочно, но часто ловила себя ни неизжитом чувстве превосходства над победившим земным людом.
Кибардина не упускала даже малейшей возможности трезво и сурово отнестись к своим героиням. Она вообще ничего не прятала от зрителя, была всегда откровенна с ним. Ее Панова из “Любови Яровой” (1953) К.Тренева тоже ходит без маски. Умная ициничная она понимает обреченность свою и своего класса. Она мстит при любой возможности, мелко и крупно.
И совсем другая горьковская Глафира в фильме-спектакле “Достигаев и другие” (1959). Глафира – одна из самых немногословных ролей актрисы. Она больше молчит, но в этом безмолвии таится громадная сила, от которой, если уж вырвется, не жди пощады.
В 60-е годы Кибардина, занятая в лучших спектаклях БДТ, находила редкую возможности сняться в кино “Барьер неизвестности” (1961): “Письма к живым” (1964); “Не забудь станция Луговая” (1966).
Но затем театральная сцена завладела ею полностью.
Незабываемая Наташа из трилогии о Максиме. Валентина Тихоновна Кибардина умерла а Ленинграде в октябре 1988 года.