Юрий Каморный
Окончив в 1967 году Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, стал актером Ленинградского ТЮЗа, с 1973 – актер киностудии “Ленфильм”. Заслуженный артист РСФСР (1980).
Еще во время обучения в институте молодого, симпатичного актера заметил режиссер Юлиан Панич и в 1965 году пригласил сниматься в своей картине “Проводы белых ночей”, где он сыграл журналиста Валерия, в меру циничного, в меру совестливого плейбоя. Уже через год Юрий снялся у режиссера Михаила Богина в одной из главных ролей в советско-польском фильме “Зося”. Его партнершей по фильму была польская актриса Пола Ракса, известная советскому зрителю по роли Маруси в сериале “Четыре танкиста и собака”.
Еще будучи студентом Каморный женился на молодой актрисе Ирине Петровской, а в 1967 году у них родилась дочь Полина.
Закончив ЛГИТМиК, Юрий был принят в Ленинградский театр юного зрителя (ТЮЗ) им. А.С.Пушкина и продолжал активно сниматься в кино. Свою творческую деятельность он совмещал с частыми пьянками и гулянками. В результате этого в начале 70-х его брак распался.
В 1972 году на съемках фильма “Дверь без замка” актер познакомился со студенткой Ленинградского государственного университета. После этой встречи он на время даже бросил пить. Она устроилась администратором на “Ленфильм” и в течение нескольких лет сопровождала Юрия во всех его киноэкспедициях.
Несмотря на то что кинематограф не раскрывал полностью его возможностей, Каморный все-таки выбрал его, а не театр – в 1976 году он ушел из ТЮЗа. К тому времени у него уже была дача в Соснове, собственный катер (его он купил у режиссера БДТ Г. Товстоногова), богатая коллекция холодного оружия. Собирать ее он начал еще в пору своего студенчества (он тогда даже подрабатывал в милиции оружейным мастером), и к описываемому периоду она насчитывала порядка трех десятков единиц, среди которых были и довольно редкие экземпляры. Как и положено супермену, актер прекрасно владел этим оружием и мог запросто метким броском пронзить ножом цель, находящуюся в нескольких метрах от него.
Уйдя из театра, Каморный устроился в штат Театра-студии киноактера при “Ленфильме” и вскоре получил новую жилплощадь: ему дали 12-метровую комнату в коммуналке в доме на улице Салтыкова-Щедрина. Рядом располагался знаменитый в те годы пивной бар “Прибой”, и Юрий стал его завсегдатаем. Пивная тусовка любила Каморного за его веселый нрав и сочные байки из киношной жизни. Даже местная милиция почти вся ходила у него в друзьях. Частенько в пьяном виде он избивал свою новую жену и ей приходилось прятаться у знакомых. Тем временем, несмотря на свои периодические загулы, Каморный продолжал весьма активно сниматься, и почти ежегодно на экраны страны выходили фильмы с его участием: “Птицы наших надежд” (1977), “Посейдон” спешит на помощь” (1978), “Голубые молнии”, телефильм “Звон уходящего лета” (оба – 1979).
К началу 80-х годов как творческая, так и личная жизнь Каморного складывалась вполне благополучно. Во всяком случае, внешне все выглядело именно так. В 1980 году он наконец получил звание заслуженного артиста РСФСР. Несмотря на то что близкие отношения со студенткой ЛГУ прекратились в 1979 году, она продолжала поддерживать с ним деловые отношения и вела его финансовые дела. Мытарства в коммуналке подходили к концу: ему твердо обещали выделить отдельную квартиру (ордер на нее появится 15 ноября 1981 года). Количество режиссеров, желающих снимать его, не переводилось. В 1980-1981 годах он снялся сразу в двух главных ролях: в художественном фильме “Правда лейтенанта Климова” и телефильме “Игра без козырей”. Роли были прекрасные: в первом он сыграл морского офицера, во втором – главаря банды. Последняя роль ему особенно удалась: в ней он выглядел настоящим суперменом со всем набором необходимых атрибутов: владение карате, везение в картах, любовь женщин и т. д.
Я знаю две версии последнего дня жизни Юрия Каморного. Одну описал в своей книге “Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели” Федор Раззаков, другую Михаил Веллер в книге “Легенды Невского проспекта”. Но как бы там ни было, а началось все с женских криков, услышанных соседями Юрия. Зная воинственный нрав своего соседа, жильцы квартиры стали барабанить Каморному в дверь, но истошные крики продолжались. Далее идут разночтения. Ф.Раззаков пишет, что соседи вызвали врача-нарколога, который прихватил с собой двух милиционеров из РУВД Дзержинского района. Когда они прибыли к месту происшествия, Каморный продолжал буйствовать и, размахивая кинжалами, никого к себе не подпускал. После двух предупредительных выстрелов, один из которых рикошетом ранил в руку женщину, милиционеры выстрелили Юрию в ногу, но попали в бедренную артерию и через несколько секунд актер скончался. Как установила затем экспертиза, в крови у погибшего не было ни грамма алкоголя. Не нашли у него и никаких изменений в мозгу.
М.Веллер пишет, что актер был сильно пьян, а соседи пригласили, проходившего мимо милиционера, который, увидев Каморного, приставившего к горлу женщины нож, произвел выстрел, ранивший ее в бедро. Второй выстрел попал актеру в лоб. После этого, немного подумав, милиционер произвел третий выстрел в потолок. Спасли же милиционера на суде только показания соседей Юрия, которые были рады избавлению от шумного соседа.
Так или иначе, но актер был убит. Его смерть, по распоряжению властей, не афишировалась. Его тело было передано матери, которая похоронила его в Старой Руссе.