Эрнст Любич

Эрнст Любич, немецкий и американский режиссер и продюсер. С 16 лет выступал в кабаре и мюзик-холлах. В 1911 принят в театр Макса Рейнхардта. С 1913 снимается в кинокомедиях, с 1914 — ставит короткометражные фильмы по своим сценариям и исполняет в них главные роли.

Первая серьезная картина Любича — экзотическая драма «Глаза мумии Ма» (Die Augen Der Mummie Ma, 1918) с П. Негри и Э. Яннингсом в главных ролях. Его следующая работа — «Кармен» (Carmen, 1918) с П. Негри, которая будет звездой многих его исторических и экзотических киноспектаклей, таких как «Мадам Дюбарри» (Passion/Madame Du Barry, 1919); «Анна Болейн» (Anne Boleyn, 1920); «Сумурун» (One Arabian Night/Sumurun, 1920).

Лучшей лентой режиссера в немецкий период становится «Принцесса устриц» (Die Austernprinzessin, 1919) — сатира на американские нравы, в которой уже узнаваема «рука Любича»: иронически схваченные и легко запоминающиеся характеры персонажей, неожиданные и по составу событий, и по кинематографичности их подачи эпизоды, которые комментируют сюжет, особая атмосфера фривольности на грани допустимого.

В 1923 Любич переехал в США и поставил для М. Пикфорд «Розиту» (Rosita) после чего вернулся к жанру легких комедий о светской жизни — «Брачный круг» (The Marriage Circle, 1924) и «Запретный рай» (Forbidden Paradise, 1924), «Целуй меня вновь» (Kiss Me Again, 1925) и «Веер леди Уиндермир» ( Lady Windemere’s Fan, 1925), «Принц студентов» (The Student Prince In Old Heidelberg/Old Heidelberg, 1927).

Действие большинства картин Любича разворачивалось где-то в Европе, хотя его сатира затрагивала такие безопасные темы, как стремление к обогащению и новая свобода в отношениях между полами. Появление звука сделало фильмы режиссера, такие как «Улыбающийся лейтенант» (The Smiling Lieutenant, 1931); «Если бы у меня был миллион» (If I Had A Million, 1932); «Веселая вдова» (The Merry Widow, 1934) еще более элегантными за счет остроумных диалогов и музыки.

Добившись в избранном жанре совершенства (подражания Любичу многочисленны, но лишь Б. Уайлдер иногда приближается к своему учителю), режиссер с 1935 выступает в качестве продюсера. Среди последних работ Любича — «Восьмая жена Синей Бороды» (Bluebeard’s Eighth Wife, 1938), «Ниночка» (Ninotchka, 1939, с Г. Гарбо в главной роли), антифашистская комедия «Быть или не быть» (To Be Or Not To Be, 1942), «Небеса могут подождать» (Heaven Can Wait, 1943).

За восемь с половиной месяцев до смерти после шестого инфаркта фильм «Эта леди в горностае» (That Lady In Ermine, 1948) закончил О. Преминджер, его наградили специальным дипломом «Оскар» за творческую карьеру.