Александр Сластин

2002 год для Александра Сластина, артиста театра “Балтийский дом”, стал особым: артист отметил свой шестидесятилетний юбилей и сорокалетие сценической деятельности. К тому же нынешний сезон подарил ему замечательные роли в спектаклях режиссеров, во многом определивших искания современного театра.

Ваша актерская судьба сложилась прихотливо. Вам довелось работать даже в Мюзик-холле.

– Илье Рахлину в 1968 году нужен был герой для всех программ. И, выбрав из многотысячной армии актеров Советского Союза, он пригласил меня в Ленинград, в труппу Мюзик-холла.

– Вы так хорошо пели и танцевали?

– Актер должен все уметь. Да и к тому времени у меня уже был приличный стаж – восемь лет я проработал в разных театрах страны, и потому на сцене многое умел.

– А песенный дар помогал вам во время съемок фильмов-опер, которыми так богата ваша творческая биография?

– В 1968 году я сразу же был утвержден на роль Галицкого в фильме-опере “Князь Игорь”, который снимал великий режиссер Роман Тихомиров. Потом я снялся в “Тоске”…

– Во время съемок вы не испытывали комических ощущений – ведь приходилось петь под фонограмму?

– Нет, ни в коем случае. Требовалось выучить фонограмму точно – до каждой ноты, до каждой буквы. И напряжение физическое должно было соответствовать именно той тональности, в которой исполнялась партия: кинокартины тогда шли на большом экране, зрители внимательно вглядывались в лица актеров. И все же, когда я впервые увидел себя поющим на экране, был просто ошарашен. Странное впечатление!

– У вас яркая актерская внешность, которую охотно обыгрывали многие режиссеры разных стран в своих фильмах.

– Мне посчастливилось играть в картине, снятой в Голливуде, – “Танцуй со мной”, где моими партнерами были прославленные “оскароносцы”.

Затем был “Берег спасения” совместного производства КНДР и России, “Девочка из Санкт-Петербурга” телевидения Гамбурга, “Русская красавица” и “Неизвестный”, снятые итальянцами, английское кино “Поворотный момент”, где я сыграл Керенского. Снимался я в очень многих зарубежных фильмах. К сожалению, картины эти идут за границей, здесь их можно увидеть только на канале “Дискавери”.

– Из отечественных фильмов какие вам особенно дороги?

– Их список огромен. Например, “Воспитание жестокости у женщин и собак”, который снимала Инесса Селезнева. Женщина создала жестокий фильм, но фильм честный и глубокий.

Самые теплые чувства навевает работа с режиссером Дмитрием Астраханом в фильме “Ты у меня одна”. На площадке царила легкая студийная атмосфера.

– В кинобиографии вашей были и периоды популярности, и годы затишья. Какие фильмы, на ваш взгляд, были наиболее успешны и значимы?

– Мне трудно судить об успехе. Конечно, благодаря кино меня узнают на улице. Я сыграл полковника Голивна в “Русском транзите”. Зрители полюбили многие фильмы, в которых я снимался: “Рэкет”, “Бухта смерти”, “Новая Шахерезада”, “Все будет хорошо”… Как многие питерские актеры, я снимался в сериалах “Улицы разбитых фонарей”, “Бандитский Петербург”, “Убойная сила”… Но все же я безумно люблю драматические подмостки. Хотя для каждого артиста съемки важны. Ведь только кино и телевидение приносят сейчас всенародную популярность и узнаваемость.

– Последние премьеры с вашим участием стали приметным событием в театральной жизни Петербурга. В “Мастере и Маргарите” вы сыграли роль Понтия Пилата. От коллег по театру я наслышана о вашем редком актерском даре – безусловной вере в предлагаемые обстоятельства.

– Я сумасшедший человек! На премьере “Мастера и Маргариты” залился слезами и никак не мог себя остановить, за что получил потом нагоняй от режиссера. Йонас Вайткус сетовал: “Уж слишком много было слез”. Думаю, был прав все же я. Чрезмерность всегда можно убрать, но когда в душе ничего нет – вот тогда у актера наступает катастрофа.

– Значит, нынешний год принес вам и слезы, и радость?

– Радость огромную! В год моего юбилея на сцену вышла моя дочь Настя, а ей всего лишь девять лет. Наравне со всеми звездами “Балтийского дома” она участвовала в спектакле “Мастер и Маргарита”, понравилась всем – и зрителям, и журналистам, и моим коллегам. К величайшей моей гордости, громкий резонанс получил и спектакль “Сон об осени”, который представляет искусство Петербурга на 12-м Международном театральном фестивале. Вскоре я отправлюсь за границу, на съемки продолжения “Бандитского Петербурга”. Надеюсь, что в трагедии “Гамлет” начну репетировать роль Клавдия, но это будет не в “Балтийском доме”. Поступили предложения сняться еще в четырех картинах. Как видите, итоги подводить рано.