Эмилия Мильтон
Эмилия Давыдовна Мильтон. Острохарактерная актриса, известная по роли фрау Заурих в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Была одной из основательниц и первых героинь театра «Красный факел».
Эмилия Мильтон-Краснопольская в молодости имела толпы поклонников и шумный успех в знаменитом пролетарском театре «Красный факел», который исколесил чуть ли не всю страну. Актриса большого темперамента, острого внешнего рисунка, она играла роли молодых героинь – её лучшей работой тех лет называют Диану в «Собаке на сене». Но уже тогда ей неплохо удавались и характерные роли, как, например, миссис Филдинг в «Сверчке на печи» Диккенса.
Любопытно, что эту же роль Эмилия Давыдовна сыграет 50 лет спустя в радиоверсии диккенсовского произведения и соберет восторженную прессу. А тогда, в 20-е годы, режиссёры с удовольствием подмечали способность молодой актрисы быстро и точно схватывать и решать сценические задачи. Ответственную роль она могла приготовить в 2-3 дня. Так Мильтон ввелась в знаменитую «Саломею» на роль Иродиады. Об этом спектакле много писали критики и мастера сцены, а фотография Эмилии Мильтон в этом образе украшает многие книги по истории театра.
Она боготворила театр. Эффектная, стройная женщина, она буквально электризовала публику страстной мелодекламацией на революционную тематику, а мгновение спустя, наравне со статистами, с удовольствием изображала за кулисами завывание ветра. Эмилии Мильтон были подвластны самые разные краски – и лирика, и юмор, и глубочайший трагизм.
После ухода из «Красного факела» актриса долго искала свою новую сцену. Работала в Киевском театре русской драмы, в театре имени Моссовета, наконец, уже навсегда, осела в Московском театре имени Гоголя. Там Мильтон сыграла массу интересных ролей и завоевала искреннюю любовь зрителей.
Конечно, настоящая слава пришла к Эмилии Давыдовне с выходом сериала про Штирлица, который любил стариков и детей. Фрау Заурих возникла в сюжете случайно, её не было ни в романе, ни в сценарии. Режиссёр Татьяна Лиознова ввела этот персонаж в повествование, чтобы как-то очеловечить образ разведчика, «утеплить», смягчить слишком уж серьёзного героя. Сцены встреч фрау Заурих со Штирлицем писались буквально на съёмочной площадке, и актриса потрясающе схватывала любые указания и предложения и даже импровизировала.
В кино Эмилия Мильтон снималась очень мало. Она была очень смешной старой актрисой в фильме Ролана Быкова «Внимание, черепаха!» и мудрой учительницей эстетики в картине «Потрясающий Берендеев». В легендарных «Знатоках», в серии «Шантаж», Мильтон с блеском сыграла вдохновительницу шайки преступников Прахову. Были запоминающиеся эпизоды в картинах «Рано утром», «Легенда о Тиле», но больше ничего достойного в её кинобиографии не случилось.
Последние годы жизни Эмилия Давыдовна тяжело болела. Она с трудом выходила на сцену, поддерживая себя бесчисленными лекарствами. Из театра же её увезли в больницу, откуда она не вернулась.
«Как каждому человеку нужно в жизни своей посадить хоть одно деревце, так и актёру – оставить память о себе, даже не образом в спектакле, а строками стихов, песни…» Эти слова принадлежат Эмилии Мильтон.
Заслуженная артистка РСФСР (1960).
(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).