Роберт Олдрич

Роберт Олдрич (Aldrich), американский режиссер и продюсер. Родился в семье состоятельного банкира; племянник Джона Д. Рокфеллера-младшего. Вопреки ожиданиям отца, бросил колледж и пошел работать клерком на студию «RKO». Был ассистентом ряда выдающихся режиссеров: Чаплина, Ренуара, Дмитрика, Лоузи и других. Снимал эпизоды телесериалов. Дебютировав в кинорежиссуре в 1953 фильмом о бейсболе «Игрок из большой лиги» (Big Leaguer), добился первого большого успеха приключенческой лентой «Вера-Крус» (Vera Cruz, 1954).

Фильм «Большой нож» (The Big Knife, 1955, премия «Серебряный лев» на МКФ в Венеции) обличал холодное бездушие студийной системы Голливуда. Один из самых ярких образцов «черного кино», культовый триллер «Целуй меня насмерть» (Kiss Me Deadly, 1955, по роману Микки Спиллейна), особенно отчетливо продемонстрировал интерес Олдрича к теме насилия; его фильмы неоднократно обвинялись впоследствии в излишней жестокости. Он настойчиво обращался к этой теме в большинстве своих картин: в библейской эпической ленте «Содом и Гоморра» (Sodoma E Gomorra, 1963), в военно-приключенческом фильме «Грязная дюжина» (The Dirty Dozen, 1967) и в других.

Успехом пользовались готические мелодрамы с элементами фильмов ужаса «Что случилось с Бэби Джейн?» (Whatever Happened to Baby Jane?, 1962) и «Тише… тише, милая Шарлотта» (Hush… Hush, Sweet Charlotte, 1965). Среди картин позднего периода выделяются военный фильм «Запоздалый герой» (Too Late the Hero/Suicide Run, 1970), триллеры «Банда Гриссомов» (The Grissom Gang, 1971) и «Император севера» (Emperor of the North/Emperor Of The North Pole, 1973), комедийный вестерн «Парень из Сан-Франциско» (The Frisco Kid, 1979).

Творчество Олдрича оказало большое влияние на ряд режиссеров следующего поколения: М. Скорсезе, Ф. Ф. Копполу и других.