Роберт Уайз
Уайз(Wise) Роберт, американский режиссер и продюсер.
Не окончив колледж из-за начала «великой депрессии», устроился работать нарезчиком кинопленки на студии «RKO». Став монтажером, он монтировал такие картины, как «Дьявол и Дэниэл Уэбстер» (The Devil and Daniel Webster/All That Money Can Buy, 1941) Вильгельма Дитерле и «Гражданин Кейн» (Citizen Kane, 1941) и «Великолепные Эмберсоны» (The Magnificent Ambersons, 1942) Орсона Уэллса. По приглашению продюсера Вэла Лютона закончил постановку фильма «Проклятие кошачьего племени» (The Curse of the Cat People, 1944), начатого Гюнтером фон Фричем, не справившимся с жесткими темпами работы, а затем снял фильм «Похититель тел» (The Body Snatcher, 1945).
В 1949 снял ленту «Подставленный» (The Set-Up; премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне) о коррумпированном мире профессионального бокса. Фильм «День, когда Земля остановилась» (The Day the Earth Stood Still, 1951) повествовал о контакте с высокоразвитой цивилизацией, предупреждающей человечество о возможности ядерной катастрофы, и положил начало научно-фантастическому циклу 50-х годов.
Благодаря Уайзу и его картине «Номер для директоров» (Executive Suite, 1954) зародился еще один модный жанр 50-х годов — фильмы о крупном бизнесе. Лента «Кто-то там наверху любит меня» (Somebody Up There Likes Me, 1956) была биографией боксера Рокки Грациано, а фильм «Я хочу жить!» (I Want to Live!, 1958, номинация на «Оскар» за режиссуру), основанный на реальных событиях, протестовал против смертной казни.
Уайз получил «Оскары» за ставшие неожиданными хитами мюзиклы «Вестсайдская история» (West Side сюжет, 1961, совместно с хореографом Джеромом Роббинсом) и «Звуки музыки» (The Sound of музыка, 1965). В 1963 вернулся к жанру фильма ужаса в картине «Заколдованный дом» (The Haunting).
Начиная со второй половины 60-х годов его фильмы были, в основном, неудачными, за исключением фантастического триллера «Штамм ‘Андромеда’» (The Andromeda Strain, 1971) по роману Майкла Крайтона. В 1988 Уайз получил почетную премию имени Ирвинга Дж. Талберга за выдающийся вклад в искусство кино.