Марианна Казенная

Марианна Казенная

Когда-то Марианна Казенная каждый вечер, с 6 часов до полуночи, играла в баре цюрихской гостиницы за 1200 франков в месяц и право занимать убогий гостиничный номер в привокзальном квартале. Живущие в том же здании ее русские соотечественницы, такие же светловолосые и высокие, как она, занимались в это время другим ремеслом, держась подальше от пианино и поближе к панели. Клиентам было все равно. “Сколько?” – каждый вечер спрашивали они у виртуозной пианистки из Санкт-Петербургской консерватории с обликом “девушки по вызову”.

Два года спустя Марианна Казенная в последний раз дает вечерний концерт в большом зале женевского отеля “Метрополь”. В последний раз она исполняет шедевры Шумана, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, а также произведения Дюка Эллингтона, Гершвина и Брубек. Марианна, виртуоз классического репертуара, великолепно играет и джазовую музыку. Все места уже проданы. Ее импресарио готовит другие концерты, собирается записывать компакт-диск, думает о международных турне.

Сегодня Марианна Казенная уже не боится, что ее спутают с представительницей другой профессии. Эта длинноногая голубоглазая блондинка начинает обретать то, что она утратила в своей стране после крушения советской системы, – свой статус артистки.

“Мой отец был актером, мать – музыкантом. Я начала играть на пианино в 3 года, тогда же увлеклась театром. В 7 лет я уже выступала перед публикой как солистка. Мне нравилось давать эту энергию и получать ее от других. В 15 лет я выбрала музыку. В советской России хорошим артистам жилось очень неплохо, государство о нас заботилось: спецшколы, квартира, льготы”.

В 16 лет она пишет оперу для детей, которая становится сверхпопулярной. Через пять лет ее мюзикл по “Книге джунглей” Редьярда Киплинга ставится в одном из лучших театров Санкт-Петербурга. Ее лучший друг – пианист Аркадий Володось – сегодня музыкант с мировым именем.

Но времена изменились. Советская система рухнула, а с ней и российская экономика. Артистам приходится “крутиться”, как и всем остальным. 90-е годы были ужасными. “Моя семья жила меньше чем на 200 франков в месяц, – рассказывает Марианна Казенная. – Есть было нечего, кроме картошки”. И добавляет, подняв вверх указательный палец: “Несколько лет назад я была вот такой тощей. Я думала, что умру”.

Московский друг уговорил ее уехать. Она никогда не представляла, как будет за границей. “Для меня это было какой-то абстракцией. Но кто-то должен был зарабатывать деньги. И я согласилась подписать этот контракт в Цюрихе. Я жила вместе с теми русскими девушками, которые уехали по той же причине, что и я, но занимались проституцией”.

Все изменилось благодаря чете женевских коммерсантов – Эмилио и Валентине Жендро. В начале 2002 года они приехали по делам на Базельскую ярмарку. Поселившись в некогда богатом, но утратившем былую роскошь отеле (больше нигде свободных мест не было), супруги решили провести грустный вечер в пустынном гостиничном ресторане. Прежде чем вернуться в номер, они зашли в бар, откуда доносились звуки музыки.

К их удивлению, вокруг расстроенного старого пианино стояла толпа слушателей. За клавишами сидела красавица-блондинка, игравшая Гершвина. Когда она играла, никто не разговаривал. Супруги-меломаны из Женевы оценили ее бесподобную технику. “Мы спросили у нее, играет ли она классику, – вспоминает Эмилио. – “Да”, – тихо ответила она. – Я назвал несколько любимых произведений, и она все их исполнила. Мы приходили каждый вечер, и каждый раз это был целый концерт. Хозяйка гостиницы вывезла ее из Цюриха в Базель на ярмарку, и в новой обстановке ее талант заблистал всеми красками”.

Скоро Марианна Казенная стала их протеже. Чета организовала музыкальные вечера на дому для друзей. Возмущенные условиями труда в Цюрихе, они нашли для нее место пианистки в отеле “Метрополь” в Женеве, и она смогла регулярно посылать деньги своей матери и бабушке в Санкт-Петербург. О ней заговорили. Молодую женщину пригласили дать большой концерт в Софии. Успех пришел тут же в виде телекамер, личного самолета болгарского премьера, на котором она прилетела в Варну, крупного гонорара в евро и огромного букета цветов после концерта.

Марианна Казенная по-прежнему работает в баре “Метрополя”, но она уже вновь возрождается как пианистка. Она работает, работает без отдыха, вспоминая то, чему училась в России.

“Больше всего мне хочется совершенствоваться в джазе, используя свою классическую технику. А еще – сочинять джазовые композиции для фортепиано. Сегодня я снова пианистка, хотя уже не верилось, что снова смогу ею быть”.