Анастасия Зуева

Анастасия Зуева

Анастасия Платоновна Зуева пришла в театр в 1916 году. Первой ее сценой стала 2-я студия МХТ, но уже в 1924 году она переходит во МХАТ. Константин Станиславский, полушутя, предрек тогда еще очень молодой актрисе “быть на сцене вечной старухой”. Так оно и вышло.

Анастасия Платоновна не побоялась такой перспективы, продолжив на сцене МХАТ классическую традицию трактовки народных образов, идущую от О.Садовской, утвержденную в театре Е.Корчагиной-Александровской, М.Блюменталь-Тамариной, В.Рыжовой. “Отлично владея приемами острейшей характерности, культивируя в своем творчестве любовь и внимание к русской речи, к богатству и своеобразию фольклорного языка, Зуева с первых же сценических шагов упорно искала и характер героини – простой русской женщины-матери, вложившей в любовь к детям всю себя”, – писали об актрисе театральные критики.

Максим Горький, посмотрев Анастасию Зуеву в роли Матрены из “Воскресения”, сказал: “Лучше, чем в жизни”.

В кино актриса впервые снялась в 1932 году в фильме “Просперити”. Затем были небольшие роли в картинах “Светлый путь”, “Пир в Жермунке”, “Донецкие шахтеры”, “Васек Трубачев и его товарищи”. Андрей Фролов пригласил Зуеву на одну из главных ролей – эксцентричной супруги тренера по боксу – в “Первую перчатку”. Василий Шукшин в картине “Живет такой парень” предложил ей сыграть бабку Марфу, рассказавшую Пашке Колокольникову историю про голую бабу. Леонид Трауберг перенес на экран спектакль “Мертвые души”, где Зуева сыграла одну из лучших своих ролей – Коробочку. Михаил Швейцер экранизировал “Воскресение” с Анастасией Платоновной в образе Матрены. Александр Роу предложил актрисе сыграть роль бабушки-сказительнице в целом ряде своих лучших фильмов-сказок.

Зуева была человеком добрым и увлекающимся. Она поистине жила театром, писала о нем мудрые статьи, была истинной хранительницей театральных традиций.

Народная артистка СССР (1957).

Лауреат Государственной премии СССР (1952).

(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).