Витторио Гассман

Витторио Гассман

Гассман(Gassman) Витторио родился 1 сентября 1922, итальянский актер, режиссер, сценарист.

В школе был популярным баскетболистом, затем изучал право, но предпочел поступить в Национальную Академию драматического искусства в Риме. С 1943 выступал в театре — сыграл почти в 40 спектаклях, прежде чем в 1946 дебютировал в кино.

Первыми заметными ролями Гассмана стали его красивые, прекрасно сложенные, но имеющие отрицательное обаяние и эгоцентричные герои в фильмах «Горький рис» (Riso amaro, 1948) и «Анна» (Anna, 1951). Также пользовались успехом его актерские работы в приключенческих лентах типа «Знак Зорро» (Il sogno di Zorro, 1951) или в социальных мелодрамах, как «Волк Силы» (Il lupo della Sila, 1949).

Одновременно заслужил высокую театральную репутацию, играя в спектаклях «Табачная дорога» (постановка Л. Висконти), «Пер Гюнт» и «Гамлет». С 1949 выступал и как режиссер в театре. Через год создал с Т. Сальвини собственную труппу — Национальный театр (с 1952 — Театр итальянского искусства).

В том же году женился на американской актрисе Ш. Уинтерс и преимущественно снимался в США в ролях романтических любовников — «Рапсодия» (Rhapsody, 1954); «Война и мир» (War and Peace, 1956). Вернувшись после развода на родину, в 1956 дебютировал (совместно с Ф. Рози) и как режиссер в кино, экранизировав историко-биографическую пьесу «Кин, или Гений и беспутство» (Kean) А. Дюма, сыграв заглавную роль.

В дальнейшем славу Гассману принесли актерские работы в многочисленных «комедиях по-итальянски», в которых он виртуозно, с подлинным блеском варьировал самые разные обертона и регистры в искусстве комического: oт авантюрно-эксцентрического — «Злоумышленники, как всегда, неизвестны» (I Soliti Ignoti), 1958; «Дерзкое ограбление тех, кто, как всегда, неизвестны» (Audace Colpo Dei Soliti Ignoti, 1959); «Армия Бранкалеоне»(L’armata Brancaleone, 1965); «Бранкалеоне в Крестовых походах» (Brancaleone alle crociate, 1970, премия за роль на МКФ в Сан-Себастьяне, 1971); «Граф Таккья» (Il conte Tacchia, 1982); «Злоумышленники, как всегда, неизвестны…20 лет спустя» (I soliti ignoti vent’anni dopo, 1986); «Плуты»( I picari, 1987) до социально-трагикомического —«Большая война» (La grande Guerra, 1959); ««Свадьба» (A Wedding, 1978, США); «Недостойный дядя» (Lo Zio Indegno, 1989, особая премия за творчество на МКФ в Монреале) и т.д.

Переходя с возрастом к более драматическим ролям, как, например, в фильмах «Потерянная душа» (Anima Persa) и «Пустыня Тартари» (Il Deserto Dei Tartari, 1976); «Дорогой папа» (Caro Papa, 1979); «Бенвенута» (Benvenuta) и «Жизнь — роман (La vie Est Un Roman, 1983), обе — во Франции; «Парадигма» /«Власть зла» (Paradigme / Le Pouvoir Du Mal, 1985); «Семья» (La Famiglia, 1987); «Прошу не беспокоиться» (Tolgo Il Disturbo, 1991); «Затаившиеся» (Sleepers, 1996, США), Гассман все равно остался актером, склонным к острохарактерным деталям и трагикомической интонации.