Харриет Андерссон
Харриет Андерссон, шведская актриса театра и кино. Окончила частную актерскую школу. С 1953 — на сцене городского театра Мальме. В кино дебютировала в 1950 в фильме Ларса Эрика Челльгрена «Пока город спит». Встреча с Бергманом-режиссером принесла Андерсон широкую известность в первой же роли — в фильме «Лето с Моникой» (Sommaren Med Monika, 1952), без прикрас повествовавшем о зарождении любовного чувства между юношей и девушкой из социальных низов.
Противоречивая двойственность женской натуры — в фокусе актрисы и режиссера и в следующей их совместной работе «Вечер шутов» (1953), отмеченной пронзительной болью за униженных и оскорбленных. Совсем другим, жизнеутверждающим пафосом проникнут образ девушки из народа, служанки Петры в лирической комедии того же режиссера «Улыбки летней ночи» (Sommarnattens Leende, 1955).
Долгому сотрудничеству с Бергманом Андерсон (она сыграла в 10 его фильмах) обязана наивысшими свершениями своего творческого пути — драматургическим образом молодой женщины Карин, мучительно переживающей глубокое разобщение с мужем и отцом и постепенно утрачивающей рассудок в фильме «Как в зеркале» (Sasom I En Spegel, 1960). Убедительные позднейшие свидетельства плодотворности этого союза — эпизодическая роль служанки Юстины в семейной саге «Фанни и Александр» (Fanny Och Alexander, 1982), а также главная роль в телефильме И. Бергмана «Двое блаженных» (De Tva Saliga, 1985).
Актриса с успехом снималась и у других шведских режиссеров: Й. Дойнера в фильме «Воскресенье в сентябре» (A Sunday In September, 1963); «Любить» (Att Alska, 1964), В. Шемана в фильме «Линус» (Linus, 1979). Сыгранная ею роль в фильме С. Бьеркмана «Белая стена» была отмечена премией на Московском МКФ 1975.