Сергей Захаров
Сергей Георгиевич Захаров родился в Николаеве, где его отец Георгий Михайлович Захаров проходил службу. Вскоре отца переводят в Казахстан на космодром Байконур. Здесь семья прожила 13 лет. Мать Сергея Зинаида Евгеньевна, прекрасно певшая, собирала вокруг себя любителей пения и в доме постоянно звучала музыка. Но о карьере артиста Сережа даже не думал.
Еще учась в школе, будущий певец встретил на танцплощадке девушку Аллу. Он долго и настойчиво ухаживал за ней, а когда ей исполнилось 16 лет (по закону в Казахской ССР можно было вступать в брак именно в этом возрасте), они поженились. В 1969 году у них родилась дочь Наташа, а вскоре новоявленного отца забрали на службу в армию.
Именно в армии впервые проявился певческий талант Сергея. Ротного запевалу Захарова заметили и послали на смотр художественной самодеятельности, и в скоре он уже солист народного ансамбля “Дружба” Центрального Дома Советской Армии.
«Дембельнувшись» в 1971 году Сергей Захаров отправляется в Москву и поступает в прославленное училище им. Гнесиных на отделение музыкальной комедии. Его педагогом стала М. Ланда. Но, как известно, на стипендию не проживешь, а у Сергея была еще и семья, и он стал подрабатывать пением в ресторанах.
Выступления молодого певца в ресторане «Арбат» всегда имели успех среди посетителей этого заведения. Однажды после очередного выступления к нему подошел человек и сказал, что его хочет видеть Леонид Осипович Утесов, который находился в ресторане. Сергей подошел и Утесов предложил ему стать солистом его оркестра. На обещания различных благ Леонид Осипович не скупился и ошарашенный певец уже вскоре гастролировал с оркестром Утесова по стране. Двухмесячные гастроли по городам и весям необъятной Родины (Утесов, кстати, остался в Москве) не принесли радости ни душе, ни телу молодого артиста, и у Сергея зародилось желание покинуть прославленный коллектив.
Как-то Сергей Захаров побывал на концерте Ленинградского мюзик-холла под руководством Ильи Рахлина. Он был настолько заражен развернувшимся действием, что, набравшись смелости, явился за кулисы к руководителю мюзик-холла. Сергей заявил Илье Рахлину, что он работает у Утесова и хотел бы чтобы его прослушали. Между Рахлиным и Утесовым существовало некое соперничество, и услышав, что артист из оркестра соперника хочет перейти к нему Илья Рахлин согласился прослушать Захарова, причем прослушивание устроили тут же. Вскоре Сергей был принят в труппу и перебрался в Ленинград. Здесь он продолжил обучение в музыкальном училище им. Римского-Корсакова по специальности сольное пение.
В прославленном коллективе Ленинградского мюзик-холла талант Сергея Захарова засиял всеми гранями. Первые же выступления проходили с неизменными аншлагами. Сергей стал лауреатом множества международных конкурсов. Весной 1974 г. состоялся I международный конкурс в Болгарии “Золотой Орфей”, на котором Сергей Захаров был удостоен I-й премии. Осенью 1974 г. последовал конкурс в Дрездене (Германия), за ним Международный конкурс эстрадной песни в Сопоте (Польша), “Братиславская лира” (Чехословакия), конкурс в городе Зелена Гура в 1976 г. – и везде первый. Для молодого певца это было тогда беспрецедентным достижением. Потом были многочисленные зарубежные гастроли, первые пластинки.
Не мог обойти вниманием талантливого актера и кинематограф. Как и многие певцы до него (С.Лемешев; И.Козловский; Л.Утесов и др.), он получил предложение сняться в музыкальном фильме. Это был фильм «Небесные ласточки», который собирался снять на киностудии «Ленфильм» режиссер Леонид Квинихидзе. Помимо Сергея Захарова в фильме снимались: Андрей Миронов, Александр Ширвинд, Ия Нинидзе, Людмила Гурченко и др. известные актеры кино. До сих пор этот фильм с успехом показывают на телеэкранах.
Впереди Сергея ждало завидное будущее: новые гастроли, запись дисков, съемки в кинофильмах … Однако судьба распорядилась иначе. Захаров оказался замешанным в скандал, итогом которого стало заключение артиста под стражу, суд и тюрьма. Что же случилось?
Слухов было предостаточно, но послушаем самого Сергея: «Однажды я вместе с друзьями, которых пригласил на концерт, зашел за пропусками к администратору Ленинградского мюзик-холла. Мы чуть задержались, до начала представления оставалось полчаса. «Мои артисты все на местах. Вы опоздали», – сказал он. Потом добавил: «Я вашим гостям пропуска не выпишу. Еще посмотрим, как вы будете работать». Я взорвался, случилась драка. Досталось обоим. Как потом выяснилось, он был боксер-перворазрядник. А мне все-таки удалось взять пропуска для друзей, и после спектакля мы поднялись в буфет. Туда пришел и администратор. Потасовка продолжилась, в ней уже участвовали мои и его друзья…»
«Эхо» потасовки разнеслось далеко за пределы театра. В 27 лет певец превратился в заключенного ленинградских крестов. Популярнейший сатирический журнал того времени «Крокодил» напечатал явно заказную статью о зарвавшемся бесталанном актеришке с 8 классами образования. Не отреагировать на фельетон, изданный в центральной печати, суд уже не мог. После полугода заключения в «Крестах» суд приговорил Сергея Захарова к 1 году заключения.
Отбывать срок Сергею пришлось в Ленинградской области в городе Сланцы. Он работал строительным рабочим и учителя из местных школ неоднократно приводили учеников посмотреть на знаменитого певца, чтобы на его примере показать детям, как следует себя вести. Сергей Георгиевич тяжело переносил когда очередная учительница говорила: «Смотрите, дети, раньше этот дядя песни пел, а теперь кирпичи кладет. У нас перед законом все равны». После одного из таких посещений Сергей Захаров обратился к администрации колонии перевести его обратно в «Кресты» и его просьба за 2 месяца до конца срока была удовлетворена.
Поклонницы писали в тюрьму трогательные письма. Морально это очень поддерживало певца. Но больше всех, конечно, его ждали жена и дочь. При освобождении артиста тоже не обошлось без казуса. Администрация тюрьмы, боясь, что перед воротами в день освобождения Сергея Георгиевича соберется толпа поклонников, освободила его на день раньше.
С.Захаров вспоминает: «Когда я вернулся, долгое время находился в вакууме. Не осталось рядом никого, кто когда-то «ел с ладони у меня», как пел Высоцкий. Есть доля правды в том, что я нелюдимый и мизантроп, – а за что их любить? Я начал с белого листа. За полтора года прошел целую школу жизни и больше ни разу не ошибся ни в одном человеке.
Моя жена Алла – большой молодец, она не сломалась. А представьте, ей приходилось ходить по городу, где все на нее пальцем показывали. Она продала все вещи из квартиры, потому что нечего было есть, остались только лампочки. Зато, когда я вернулся, у меня была семья, дочка. Мне нужно было только начать работать…
Сначала я выступал в Одессе, а затем вернулся в Ленинград. Мне тогда очень помог первый секретарь Ленинградского обкома Лев Николаевич Зайков. Он меня вызвал в Ленинград, мне дали квартиру, вернули меня в мюзик-холл, выпустили на телевидение. Как будто ничего и не было…»
Сейчас артист живет в своем доме в пригороде Санкт-Петербурга, выступает с концертами, собирая неизменные аншлаги, записывает диски. В 1992 году его дочь Наташа родила ему внучку, которую назвали Станиславой.