Чоу Юн-Фат
Чоу Юн Фат родился на Ламме, близлежащем к Гонконгу островке, а впоследствии вместе с семьей переместился в сердце британской колонии. Нагулявшись по эфирам местных телестанций и приемным актерских агентств, Фат решился поступить в школу профессионального мастерства, где и оказался в приятной компании будущего друга и постановщика Ринго Лама. Опыт, приобретенный за несколько месяцев обучения, Чоу использовал во многочисленных мыльных операх, наводнивших в семидесятый эфир порочного Гонконга.
Начало восьмидесятых подарило Фату истинно звездный статус: актер оказался востребован на безграничных пространствах культового сериала “Шанхайский пляж”/Shanghai Beach в качестве ультра-гангстера Хуи Ман-Кенга. Параллельно с успешной теледеятельностью развивалась и кинематографическая карьера Чоу. В 1976 году он отметился в забытом проекте “Массажистки”. А первый резонанс Фат получил пятью годами позже: “История Ву-Вьета”/The Story of Wu Viet продемонстрировала скрытые драматические возможности записного мыльного плейбоя (в данном произведении Чоу Юн Фат предстал в образе южно-вьетнамского вояки, скрывающегося в грязноватом андерграунде Гонконга). Впрочем, именно в этот период амбиции Чоу были подвергнуты самым жестоким испытаниям (серийная лихорадка сведет ума даже героя боевиков), подкрепленным драмой в личной жизни, – а именно разводом с телезвездой Кэндис Ю Он-Он.
Возрождение ожидало Фата лишь в середине восьмидесятых: актер победил в крупнейшем азиатском киноконкурсе “Золотая лошадь” – столь пристального внимания он был удостоен за роль в неком опусе Ленга По Ши “Гонконг, 1941″/Hong Kong 1941.
Подлинный же прорыв в восхождении блистательной звезды связан с его дебютом у Джона Ву в “Лучшем завтра”/A Better Tomorrow (1986). Именно с этим фильмом связано рождение совершенной структуры гонконгских боевиков в их современном понятии, именно эта картина вдохновила Квентина Тарантино на постановку “Бешеных псов”/Reservoir dogs, Роберта Родригеса на создание “Отчаянного”/Desperado и даже “счастливчика Люка” Бессона на изготовление “Никиты”/La Femme Nikita. Именно на этом проекте Ву окончательно уверился в необходимости “скрещивания” мужских характеров, в данном случае Фату противостоял любимец Вонга Кар-вая – Лесли Чунг.
Смачное заматеревшее лицо нашего героя как нельзя кстати подходило для истеричных выхлопов мужских характеров, вытаращенных глаз и дымящихся “беретт”. Именно за подобный набор актерских качеств Чоу Юн Фат и обрел-таки номинацию на главную местную премию Hong Kong Film Award. Роль Гора стала классической для всего азиатского кинематографа, благодаря чему Чоу Юн Фат в одно мгновение превратился в конвертируемую звезду.
В том же году романтичный самец исполнил роль дирижера (!) в сладкой любовной истории “Любовники моей мечты”/Dream Lovers, поставленной одним из главных эстетов Гонконга Тони Ау. Следующий год подарил Чоу Юн Фату очередную “Золотую лошадь” – на этот раз была отмечена его (опять-таки) сахарная роль в “Осенней истории”/An Autumn’s Tale Мэйбл Чунг (Фат выступал в качестве любовника-реаниматора покинутой бойфрэндом-бисексуалом Чери Чунг). Амплуа немногословного друга-любовника преследовало Чоу и в пространстве романтической комедии “Я хочу то, что я хочу”/My Will, I Will при содействии одной из самых прекрасных женщин Азии Додо Ченг. Тем не менее , любовный сироп окончательно приелся прирожденной звезде боевиков – последовавший в 1987 году взрыв его огнестрельной активности стал единственно возможным выходом из приторной ситуации. Первая бомба разорвалась в постановке его давнего приятеля Ринго Лама “Тюрьма в огне”/Prison on Fire, именно после выхода этого проекта Чоу Юн Фата (в роли крутого патрона) и его партнера (сокамерника) Тони Леунга “Кар-фаи” наконец заметили и на американском рынке. Логичным итогом проката стала номинация на все ту же “Золотую лошадь”, а победителем в тот год стал…снова Чоу – за роль “полицейского под прикрытием” в постановке того же Лама “Огненный город”/City on Fire.
Поставленную в 1987 году планку Чоу Юн Фат с успехом держит до сих пор. Двумя годами позже появился непревзойденный “Наемный убийца”/The Killer Джона Ву – энциклопедия стилистических ухищрений и крутой замес пространств Стенли Кубрика, Сэма Пекинпа, Серджо Леоне, Жана-Пьера Мелвилля и Мартина Скорсезе. На следующий год Чоу Юн Фат снова снимается у Ву в “Рожденном вором”/Once a Thief, где ему снова составили компанию сливки гонконгского кино, – Лесли Ченг и Чери Чунг. Славные традиции “Поймать вора”/To Catch a Thief Хичкока и “Розовой пантеры”/The Pink Panther Эдвардса ни в коем случае не были посрамлены. В тот год насилие смаковал Ринго Лам в гангстерской постановке “Полный контакт”/Full Contact. Звезда Чоу сияла как никогда, он превратился в главного мужчину Гонконга с печальным взором и сумрачной элегантностью в багаже. Парочка Ву и Фат сполна отыгрались во время создания “Круто сваренных”/Hard Boiled – очередной классической постановке в формате “боевого балета” с участием второго звездного Тони Леунга – “Чу-Ваи”.
После сногсшибательного успеха гонконгских боевиков азиатская dream team отправилась покорять Голливуд: Ву после “Трудной мишени”/Hard Target работает исключительно со звездами первой величины, а Чоу Юн Фату пришлось пройти целый обряд жанровых причастий. Первое появление в качестве главной звезды состоялось в 1998 году в баббл-гам опусе Антуана Фикуа “Убийцы на замену”/The Peplacement Killers в паре с помпушкой Мирой Сорвино, ящикообразным Майклом Рукером и пробитым серией B Юргеном Прохновым. На уровень кино “большого стиля” этот продукт, впрочем, и не претендовал. Примерно в том же духе был выдержан и следующий бенефис Чоу Юн Фата “Коррупционер”/The Corruptor Джеймса Фоули – на этот раз партнером по съемкам выступил многообещающий красавец Марк “Марки Марк” Уолберг. Случаются и ожидаемые откровения: выразительная фактура Фата была востребована в костюмном проекте Энди Теннанта “Анна и Король”/Anna and the King – куртуазном переосмыслении классического амплуа Юла Бриннера – платонический роман с героиней Джоди Фостер был скучен, но красив. Непросвещенным обывателям только такого продукта оказалось и надо.
Последний опыт Чоу Юн Фата “Крадущийся тигр, затаившийся дракон”/Wo hu zang long в очередной раз доказывает состоятельность убедительной маркетинговой стратегии матерого конъюнктурщика Энга Ли, соединившего раскрученных в Голливуде азиатских звезд, – Фата и Мишель Йео – в ураганной сказке. Чоу Юн Фат в качестве синтетического героя-любовника-бойца-аристократа на редкость убедителен. Очевидно, что потрясений его карьера в будущем испытывать не будет.