Питер Богданович
Питер Богданович, режиссер, сценарист, продюсер, критик – начал творческую карьеру как театральный актер и режиссер, но получил всеобщее признание как киновед и кинокритик, издав несколько книг.
Дебютировал в кино как режиссер в 1968 («Мишени» (Targets)), предварительно поработав ассистентом у Р. Кормена. Следующий фильм – «Поставлено Джоном Фордом» (Directed by John Ford, 1971) – был художественно-документальным исследованием творчества любимого режиссера. Многие ленты Богдановича созданы в жанре ретро, отмечены любовным и внимательным воссозданием ушедшей эпохи. Таковы его картины «Что нового, профессор?» (What’s up, Doc?, 1972) и «Никельодеон» (Nickelodeon, 1976): первый стилизован под «немую комическую» ленту, а второй повествует о периоде становления Голливуда.
Однако подлинный триумф Богданович узнал с другим ретро-фильмом «Бумажная луна» (Paper Moon, 1973), где цитаты из лучших лент старого кино были заявлены не на уровне сюжета, а как бы растворены в истории двух бродяг – симпатичного неудачника и его маленькой дочери.
В жанре, который у нас в стране именуют «близкое ретро» (по аналогии с одноименным произведением А. Битова), была сделана лучшая картина Богдановича – «Последний киносеанс» (The Last Picture Show, 1971), рассказывающая о юности его собственного поколения, об американской глубинке 50-х годов. Впоследствии режиссер снял продолжение – «Техасвилль» (Texasville, 1990), но фильм уже не пользовался таким успехом. Изящные экранизации («Дейзи Миллер», Daisy Miller, 1974), лукавые комедии («Все они смеялись», They all Laughed, 1981) и человечные, умные мелодрамы («Маска», Mask, 1985) выдают в Богдановиче интеллигентного, думающего режиссера, обретшего свое место в кино США предшествующих двух десятилетий. Однако в 90-е годы был вынужден работать только на ТВ.