Эрик Бана
Карьера Эрика Баны должна внушать надежду и стремление любому актеру. Этот человек обладает невероятным везением. Он привлекает зрительское внимание своей игрой в фильме Анга Ли «Халк». Потом, словно подарок судьбы, получает роль Гектора – благородного троянского царевича в эпическом блокбастере «Троя». Несомненно, его актерским дебютом стала роль в фильме Ридли Скотта «Падение Черного Ястреба», но там бок о бок с ним блистали Юэн МакГрегор и Джош Хартнет. Так кто же все-таки этот Эрик Бана? Никто не знал наверняка.
Мальчик родился 9 августа 1968г. в австралийском городе Мельбурн в семье хорвата и немки и получил имя Эрик Банадинович. Его семья жила в западной части города – Тулламарине, недалеко от аэропорта.
Сам Эрик говорит о своей юности как о времени «страстных увлечений», когда он сходил с ума от автомобилей и мотоциклом. По утверждению актера, эта страсть осталась в нем и по сей день. Побывав участником крупных заездов, таких как «Тарга Тасмания» и «Аделаиде Классик», Бана в 2003 г. становится официальным патроном Кампании гонок Дика Джонсона – гонщика, в прошлом штурмовавшего трассы и одним из ранних кумиров Эрика. Заслуживает внимания тот факт, что данная кампания не преследовала коммерческих целей, как, например, Формула Один. Это был серьезный чемпионат « Supercar V8», жесткий и трудный, больше напоминающий « Mad Max», чем « Monza». Бана, будучи представителем рабочего класса, оставался верен своим корням.
Школьные годы шли один за другим и казались Эрику сплошной рутиной. Мальчик явно выделялся из общей массы. От других ребят его отличала броская внешность, высокий рост и физическая мощь, но больше всего – его собственная душевная рана, которую пришлось перенести, когда один из его лучших друзей умер от рака. Заучив на зубок жизненную истину, что ни в чем и никогда нельзя быть уверенным и помнив всегда наставление отца, что «удача – это случайный подарок судьбы», он радовался каждому дню и посвящал всего себя любимому делу.
По окончании школы началось время тяжелой работы на пристани в автосервисе, перегонка вагонеток на железной дороге « Coles New World» и мытье стаканов в одном из местных баров. Такая работа, конечно, не способствовала движению карьеры, зато давала возможность повстречаться с необычными и даже эксцентричными людьми, обладавшими самыми различными причудами. Эти причуды Эрик хорошо изучит и впоследствии найдет им применение , играя комедийные роли. Он знал, чего хотят жаждущие развлечений люди и, находясь под влиянием острых ощущений « Mad Max» решил попробовать себя в качестве актера.
Ему также помогло влияние Ричарда Приора. Будучи большим поклонником таланта этого человека, Бана вызывал у людей смех своими шутками, забавными выходками и дарил им новые впечатления. В 1991 г., работая барменом в мельбурнской гостинице, молодой человек получил предложение попробовать себя в качестве комика. Успех не заставил себя долго ждать. В течение двух следующих лет он развлекал посетителей пабов, зарабатывая на жизнь протиранием стоек. Он все еще готовился встретить тот самый случай, который, по словам отца, должен был принести ему удачу. Один коллега вспоминает, как Эрику одному из немногих – напечатали визитные карточки – после такого события ни один шанс не должен был его миновать.
Первое заметное появление Эрика на телевидении состоялось в программе Стива Визарда « Tonight Live Show». За этим появлением последовало приглашение в команду комедийных актеров “ Full Frontal”, и эта команда принимала участие в съемках комедийного сериала. Будучи под впечатлением игрой таких актеров, как Арнольд Шварценеггер, Рэй Мартин, Сильвестр Сталонне, Джон Фэрман, Том Круз и Уорвик Купер, Эрик проявил себя одним из самых талантливых участников шоу. Когда в 1996 г. съемки сериала, наконец, закончились, и он вместе с « Full Frontal» совершил тур по австралийским клубам с комедийной программой, то мог с полным правом называть себя настоящей звездой – он написал сценарий, спродюсировал и сам же стал главным героем телевизионного проекта с простым названием «Эрик» для телеканала « Seven». Этот проект получил такой успех, что послужил отправной точкой для создания собственного телепроекта «Живое шоу Эрика Баны» ( Eric Bana Show Live), где проводил интервью с известными гостями и делал всевозможные пародии.
К сожалению, шоу не стало успешным, и второй цикл серий не был снят, несмотря на то, что Эрик был удостоен премии «Лоджи» и назван Самым Популярным комедийным актером. Однако неудача с «Живым шоу» ни коим образом не отразилось на его актерской карьере, к тому времени Эрик уже стал довольно заметной фигурой на телевидении. Самым большим хитом Австралии с его участием после успешного телевизионного дебюта в 1997 г. стал фильм «Замок». Он показал жизнь обычной рабочей семьи и, обратившись к теме рабочего класса, был близок Эрику. Семья из города Керриган – простодушные и искренние люди, верящие в справедливость на земле, несмотря на то, что их тихую жизнь нарушает постоянный гул пролетающих над их домом самолетов. Но вскоре этим людям приходится встать на защиту своего непритязательного жилища, которое они рискуют потерять из-за расширения владений аэропорта. Роль Эрика в «Замке» нельзя назвать крупной, однако она послужила хорошим началом. Фильм неожиданно стал хитом. Снятый за 11 дней бюджетом в 19 тысяч долларов, он был продан кинокомпании «Мирамакс» за 6 миллионов.
Женившись на Ребекке Глиссон, бывшей публицистке из «Seven Network», которая родила ему сына Клауса в 1999 г. и дочь Софи в 2002 г., Бана сыграл свою первую крупную роль. Это был фильм «Мясник», снятый по биографическому произведению Марка Брэндона «Мясник», истории одного из наиболее печально известных преступников Австралии, хвалившегося убийством девятнадцати человек, а потом в тюрьме отрезавшего собственные уши, дабы не стать избитым врагами. Занявшись описанием своих «подвигов», преступник стал востребованным автором и мастером самовосхваления.
Режиссер Эндрю Доминик работал над проектом на протяжении пяти лет и имел большие затруднения с выбором актера на главную роль. Главным претендентом был Рассел Кроу в основном из-за своей брутальной роли Хандо в фильме «Romper Stomper», но он получил возможность сыграть более интересную роль. В конечном итоге на пробы был приглашен Бана. Доминик не одобрил идею его приглашения, но был убежден продюсером проекта Грегом Эппсом. Эрику позвонил его агент, который поверг актера в совершенное замешательство. Кроме того, Эрик уезжал на медовый месяц, и ему совсем не улыбалась перспектива ехать в Сидней на кинопробы. К счастью, его согласились ждать две недели, и приблизительно двумя месяцами позже Доминик и Эппс сделали из недавнего комика самого жестокого убийцу их страны. Режиссер пошел на огромный риск, но выбор оказался верным.
Для этой роли Бана обрил голову и набрал 30 фунтов в весе, поедая в больших количествах пончики с корицей. Он также провел два дня в компании «своего героя» – Рида, чтобы постараться перенять все его манеры и быть больше похожим на него. Он являлся на съемочную площадку каждое утро в 4 часа, в течение пяти часов ему делали грим (тело Рида покрыто причудливыми татуировками). И он был превосходен, появляясь в каждой сцене угрожающим, параноидальным маньяком, хладнокровным, неуловимым и непредсказуемым. Эта роль стала редким испытанием для актера, Рид страдал от перепадов настроения, не поддающихся контролю, которые превращали его сначала в невероятно заботливое существо, потом в страшного психопата и обратно. Рид был сложным – забавным и смертоносным, общительным и крайне отдаленным человеком, который может легко убить и хвастаться тем, что сделал. И Бана в его роли был невероятно правдоподобен.
В некотором смысле это был дебют. Американский кинокритик Роджер Эберт однажды сказал об Эрике: «Он обладает качеством, которое не привьют ни в одной актерской школе, и очень немногие актеры обладают им. И этого не заметить просто нельзя». С типично агрессивным юмором Рид заметил: «Непревзойденный злодей! Но приятель, несмотря на ваше актерское мастерство, чтобы лучше соответствовать роли, вам следовало бы отрезать ваши уши». Фильм, не прославляющий и не осуждающий поведение Рида, стал началом естественного рождения стиля картин о противоречивости убийц и был номером Один в Австралии, угрожая сместить со звездного места «Патриота».
Бана несколько месяцев провел, разъезжая по кинофестивалям на премьеры «Мясника», где его работу часто сравнивали с ролью Роберта де Ниро в «Таксисте». Действительно, это было достойное сравнение, и Бана еще серьезнее задумался о своей актерской карьере. Он знал, что следующая его роль должна быть безупречной, в противном случае все кончено. Тогда он и сыграл Джо Сабатини в новой мыльной опере « Something in the air», где играл зрелого семьянина, посвятившего всю жизнь своей ферме, жене и друзьям.
Будучи выходцем из итальянских эмигрантов, его герой обладал склонностью к эмоциональным взрывам, увлечению некачественным вином и плохими стихами на все случаи жизни. Для Баны это был хороший опыт, но слишком низкий уровень для актера, получившего приз Австралийской Киноакадемии в номинации «Лучший актер» и приз Стокгольмского кинофестиваля за роль в фильме «Мясник». Нужно было непременно сделать шаг вперед, и чем быстрее, тем лучше.
К счастью, теперь у него был агент в США и с «Мясником», запись которого актер придержал для будущих кинопроб, он снялся в роли Норма Хута в «Падении Черного ястреба», которая стала его актерским дебютом в США. Фильм был снят на основе реальной истории о ста двадцати трех элитных воздушно-десантных войска и военных сил Дельта, которые приземлились в Сомали для ареста военных чинов, разворовывающих фонды Красного Креста и заставляющих голодать сотни тысяч людей. Подготовленный к роли за 2 недели в специальном военном лагере в Форт Брегг, Бана превратился в легендарного снайпера. Некоторые критики отметили его игру более высокой оценкой, чем Юэна МакГрегора и Джоша Хартнета.
Оставив позади « Something in the air» и на короткое время вернувшись к мельбурнской комедийной сцене со своим шоу « Standing in the corner», он нашел свой путь. Эрик получил роль в комедии «Самородок», которая рассказывает о трех отправившихся на уик-энд дорожных рабочих, которые находят золотой слиток размером с валун и берут его себе. Но ход событий делает неожиданный поворот, а три беспечных человека вынуждены переосмыслить свои нравственные ценности. Бана довольно успешно воплотился в неудачника Лотто, умного, но необразованного лидера этой неосмотрительной команды. Роль принципиально отличалась от тех, которые он играл в фильмах «Мясник» и «Падение Черного Ястреба», но он все равно взялся за нее, потому что сценарий показался ему забавным, напомнил о родном Мельбурне, а сам фильм мог бы стать интересным и его собственным детям.
Теперь актер Эрик Бана пользовался хорошим спросом в США. Следующий шаг Эрика был куда более амбициозным – он взялся за роль в фильме «Халк». На самом деле, сценарий актера не заинтересовал, зато была интересна работа с режиссером Ангом Ли, которым восхищался за снятый им фильм «Ледяной шторм». Халк Анга Ли, как и главный герой фильма «Мясник», страдал от потери самоконтроля, а сам фильм – это интересная экранизация комикса с компьютерными монстрами и спецэффектами.
После Халка Бана получает одну из главных ролей в эпическом блокбастере «Троя» немецкого режиссера Вольфганга Петерсона. Здесь, имея за плечами всего лишь пять ролей, Бана стал Гектором, сыном троянского царя Приама, в чьи руки отец вверяет защиту города от вторжения греческого войска. Всего пять фильмов, и он уже среди ярких кинозвезд, таких как Брэд Питт и Питер О’Тул. Не беря в расчет Рассела Кроу, Сэма Нейла (оба из Новой Зеландии) и Мэла Гибсона, он наряду с Хью Джекманом стал одним из самых крупных на сегодняшний момент актеров мирового уровня. Неплохо для сумасбродного комика и страстного любителя авто из Тулламарина…