Людмила Семенова
Людмила Николаевна Семенова. Звезда советского кино 20-х, героиня фильмов и . Актриса невероятной, красоты и таланта. С 30-х годов снималась, преимущественно, в эпизодах, а с 50-х вообще ушла из кино.
В театре одного из самых неистовых экспериментаторов 20-х годов Николая Фореггера-фон-Грейфентурна Людмила Семёнова выступала, прежде всего, как танцовщица. Танцевала она чрезвычайно изобретательно и, даже по тем, достаточно свободным временам, смело. Она быстро обратила на себя внимание публики. Тогда Григорий Козинцев и Леонид Трауберг предложили ей главную роль Вальки в картине “Чёртово колесо”(1926), имевшей огромный кассовый успех и немедленно выдвинувшей Семёнову в ведущие актрисы советского немого кино.
Балерин и тацовщиц часто приглашали сниматься – прежде всего, благодаря внешним данным. Не многие из них обнаруживали драматический талант, но Семёнова с первой же серьёзной роли освоилась в кинематографе и стала много сниматься.
Наиболее известные её работы в немом кино – Людмила (“Третья Мещанская”, 1927) и Наталья, жена контуженного солдата Филимонова (“Обломок империи”, 1929) и по сей день являются “визитной карточкой” Семёновой во всём мире. Она была не только популярной, но невероятно талантливой актрисой (в отличие от многих “звёзд”), что подтверждают её филигранно выполненные эпизодические роли: Проститутка (“С. В. Д.”, 1927), Танцовщица с моноклем (“Новый Вавилон”, 1929).
С середины 30-х Семёнова снималась только в эпизодах: считалось, что она, как и многие актёры немого кино, не могла адаптироваться с приходом звука. Но роль русской проститутки Людмилы, после революции оказавшейся в Китае – в фильме “Моя Родина” (1933) – была сыграна на высочайшем трагедийном уровне и, в то же время, с юмором. Картину запретили, и голоса Семёновой так никто и не услышал. А причина её фактического ухода из кино состояла в том, что ей просто нечего было делать в фальшивых и бравурных фильмах 30-х годов – она играла слишком страстно, нервно и свободно. И красота её была не кукольной красотой матово-бледных звёзд немого кино с “губками бантиком”, а живой, чувственной и слегка грубоватой, а оттого – “человеческой” красотой. Даже в прежние времена ей поручали, в основном, роли проституток и бандиток (её героиня из “Третьей Мещанской” – исключение не только в биографии Семёновой, но и во всей истории советского кино).
Долгие годы она жила почти в безвестности. Только в семидесятые о ней вспомнили, напечатали статью в “Кинословаре” 1986 года, сделали радиопередачу о работе в мастерской Фореггера. И лишь после смерти Людмила Семёнова была признана гениальной актрисой.
В 1918-1919 – медсестра эвакопункта в Москве. В 1919 году окончила киноактёрскую студию Б.Чайковского , в 1921 – студию танца имени Луначарского. В 1921-1924 работала в театре в Петрограде, одновременно учась на актёрских курсах при театре. В 1924-1925 – актриса в Ленинграде, в 1925-1932 – киностудии и в Ленинграде, в 1932-1938 – актриса Ленгосэстрады, в 1938-1942 – руководитель самодеятельности в воинских частях и домах культуры. В 1943-1945 – актриса киностудии , в 1945-1957 – в Театре-студии киноактёра.