Александр Беспалый
В детстве актер минского Театра-студии киноактера Александр Беспалый мечтал стать капитаном дальнего плавания. А стал… старпомом в фильме “Пираты ХХ века”. Всего он сыграл около 110 ролей в кино. Есть среди его героев урядник, пастух, генерал… Немало ярких образов актер создал и на сцене родного театра – здесь он работает почти 26 лет.
– Последнее время зал у нас всегда полный, – говорит Александр Сергеевич. – Люди вернулись в театр, соскучившись по истинным ценностям – любви, красоте, добру. И мы стараемся их не разочаровывать. Надеюсь, скоро оживет и наш кинематограф. Сейчас на “Беларусьфильме” снимается три-четыре картины в год, они не известны общественности. Аналогичная ситуация царит на всем пространстве бывшего Союза. Когда-то мне довелось объездить со съемочными группами большую часть страны – был на Камчатке, Кавказе, в Средней Азии. Сегодня из-за сложного экономического положения трудно организовать съемки даже в радиусе 200-300 километров от киностудии. Знаю об этом не понаслышке: в 1992 году вместе с коллегой Владимиром Грицевским мы сняли короткометражную ленту “Изгнанник” – о жизни в чернобыльской зоне. Главную роль там исполнил Алексей Булдаков. Вообще, кино – главное в моей жизни. Очень хочу сделать комедию – сценарий уже есть. Надо напомнить людям, что, кроме зубовного скрежета, в мире есть смех, шутка…
– С возрастом играть легче или сложнее?..
– Осенью прошлого года мне исполнилось 50. Друзья устроили бенефис. Играл в тот вечер, словно в тумане… Вообще, я до сих пор боюсь выхода на сцену и трачу массу усилий, чтобы скрыть свой страх. Всегда отказываюсь от вводов – когда нужно срочно заменить заболевшего актера. На съемочной площадке проще – ошибку всегда можно исправить. Недавно снялся в роли рыбака в новом фильме Вячеслава Никифорова, рассказывающего о проблемах Чернобыля. Съемки проходили в Заполярье и Беларуси. Сюжет картины таков: в загрязненную зону приезжает работать лесник – бывший капитан-подводник, – и будто оказывается в чужом государстве. Здесь действуют свои законы, собственные представления о чести, смысле жизни, далеко не всегда торжествует справедливость. Но злу нельзя противопоставлять зло. С помощью кулаков любил “убеждать” один из моих героев – боцман в картине “Матрос Железняк”. В жизни я стараюсь доказывать правоту словами. Мне чаще приходилось играть простых людей, “паркетных” ролей было мало. Я редко вальсировал в белых перчатках, подавал дамам шампанское и “блистал” в светских салонах, хотя хотелось попробовать себя и в таком амплуа.
– Вы так много играете. Где черпаете энергию?
– Во время учебы во ВГИКе серьезно занимался верховой ездой. Вероятно, студенческая закалка помогает и сейчас – до последних лет сам выполнял все каскадерские трюки. Люблю отдых на природе. Каждое лето стараюсь с друзьями выбраться подальше от городской суеты, пожить в палатке, побродить босиком по траве. С удовольствием вожусь на даче. Правда, как правило, безуспешно. Ничего упорно не растет, а я снова и снова повторяю свои попытки. Абсолютно не употребляю спиртного, от всех бед спасаюсь работой. Год назад умерла жена, и мой дом опустел… Она была добрым, мудрым человеком, умевшим поддержать в трудную минуту, подбодрить. Эти качества я прежде всего ценю в людях. Многому довелось научиться у мастеров старой школы. Никогда не забуду партнеров по съемочной площадке – Владимира Самойлова, Николая Рыбникова, Сергея Филиппова. С последним мы вместе работали в фильме “Великий укротитель” в начале 70-х годов, снимавшемся в Минске. Несмотря на возраст, Филиппов поражал огромной работоспособностью и энергией. А еще он был известен в актерской среде преданностью жене: из каждой поездки привозил ей какой-нибудь подарок. С большим уважением относился к Меркурьеву, умевшему всему придать особую значимость и блеск. Неспроста современники называли его “русским барином”.
– В одном из интервью вы назвали свою профессию божественной и дьявольски тяжелой.
– Сцену я полюбил еще в школе – участвовал в драмкружках. Возможно, выбрал эту профессию и в силу характера – совсем не могу быть один, мне нужно общение. Научиться жить чужой болью, перевоплощаться в другого человека, забывая о собственных невзгодах и проблемах – не просто. Сцена требует тебя целиком – без остатка. Все спектакли идут вечером, когда растрачен основной запас физических и эмоциональных сил. Умение сконцентрироваться – едва ли не главное в актерской профессии. Я обычно прихожу в театр за час до начала – гримируюсь, мысленно “прокручиваю” весь спектакль… По моим стопам пошли и дети. Старший сын Денис работает актером в одном из московских театров, младший Максим учится на режиссера в Белорусской академии искусств.
– Возможно, когда-нибудь в титрах появится трио Беспаловых?..
– Об этом говорить пока рано. Каждый из них самостоятельно сделал свой выбор и ищет собственную дорогу в жизни. Насколько она окажется удачной, покажет время.
Беседовала Алла Казакова