Андрей Костричкин

Андрей Костричкин

Андрей Андреевич Костричкин. Воспитанник Фабрики эксцентрического актёра, один из первых заслуженных артистов РСФСР, исполнитель главных ролей в немых фильмах , , , .

В мастерской собрались Г.Козинцев и Л.Трауберг, С.Герасимов и О.Жаков, Е.Кузьмина и Я.Жеймо. Фэксы прежде всего ориентировались на поиски собственной кинематографической выразительности, а искали они её в так называемых жанрах – эксцентрике, пантомиме, клоунаде, в цирке, на эстраде, в балаганах. Они отрицали театральные традиции в кинематографе и избегали психологического раскрытия персонажей своих фильмов.

Андрей Костричкин – один из лучших воспитанников мастерской – был невероятно пластичен. Его преображения на съёмочной площадке были мгновенными и впечатляющими. Невысокий, худой, комичный, в пантомиме он мог одновременно изображать стройного тореадора и разъярённого быка. Его лучшей ролью не только того периода, но и всей жизни вообще стала роль Акакия Акакиевича в . Великий французский мим Марсель Марсо, вдохновлённый этим фильмом,

даже создал свою пантомиму по повести Гоголя.

Впоследствии успех Костричкина в породил подражательные ленты, в которых актёру так или иначе приходилось варьировать образ горемычного . Это были Чучугин (), Ян Кнукке (), Бирман (), Иванов (), ().

В звуковом кино Андрей Костричкин играл исключительно эпизоды. Его актёрская индивидуальность гротескового плана пришлась именно ко времени немого кинематографа. Но и в новых условиях он привносил в фильмы нечто , рождённое в фэксовской школе. Достаточно вспомнить Домового в .

Заслуженный артист РСФСР (1934).

В 1926 году окончил киномастерскую ФЭКС и институт искусств в Ленинграде. В 1938-1941 годах был актёром Ленинградского ТЮЗа. С 1942 года – актёр Блокадного театра (затем – Драматический театр имени В.Ф.Комиссаржевской).

(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).