Анна Лисянская
Анна Григорьевна Лисянская. Блистательная острохарактерная актриса, одна из самых популярных актрис театра и кино 40-50-х годов. Среди лучших работ на экране: Дуня (), Маруся (), Мария (). Особым успехом пользовалась роль Соседки в телефильме с Аркадием Райкиным.
В шесть лет Анна начала выходить на сцену николаевского еврейского театра, которым руководил ее отец Гирш Лисянский. Актрисой была и его сестра, Дора Лисянская, и его жена Софья Дышлис. А в 1926 году Анну уже заприметила пресса. . В действительности ее репертуар был самым разнообразным. Помимо , она играла и в инсценировках по Шолом-Алейхему, одна из которых – . Критика отмечала ее органичность и достоверность в ролях драматических и некоторую эксцентричность в комических.
В 1932 году Анна Лисянская поступила в театральную студию при Киевском ТЮЗе. Так она стала русской актрисой. Вернувшись домой, два сезона проработала в Николаевском ТЮЗе. А в 1938-м получила приглашение в Киевский ТЮЗ, где сыграла Джульетту, Юлиньку в , Елену в и др. Здесь её приметил И.Савченко, и в 1941 году Лисянская дебютировала в его фильме , где исполнила главную роль Насти. Но известность принесла ей роль Акульки в другом фильме Савченко – .
Снималась Лисянская у таких выдающихся режиссеров, как М.Донской ( – Христина, – Малючиха, – Дуня Острогова), А.Столпера ( – Аня Клименко), М.Ромма ( – Клава Васильева), Л.Лукова ( – заключенная Маруся), Ф.Эрмлера ( – Евдокия Милягина), Г.Рошаля (Екатерина II в ), А.Файнциммера ( – мадам Грассини), С.Юткевича ( – М.И.Ульянова, – Н.К.Крупская).
С 1949 года Лисянская – актриса Ленинградского Академического театра драмы им. А.С.Пушкина. Её роли в этом театре отличались большим разнообразием – служанки, купчихи, баронессы, героини классических произведений и современности. Глафира Пуднова из А.Островского, Настасья Ивановна из Н.Салтыкова-Щедрина и Мария из В.Шекспира, сыгранные в театре, вскоре перешли на экран. Незабываема она в фильме Я.Фрида. .
Лисянская много работала на радио и телевидении. Здесь она снялась в оперетте И.Дунаевского , где сыграла невесту Аграфену Саввишну. В этой работе открылась новая сторона актерства Лисянской, которая жила в ней всегда, но не имела повода проявиться, – музыкальность, особая грация, пластичность, легкость, с которой она переходила от диалога к арии, от песенки к танцу.
Актриса начала совмещать работу в театре им. Пушкина и в Музкомедии, а в 1968 году совсем перешла туда. С последними работами в её театральную жизнь возвращаются еврейские персонажи. В театре она подготовила моноспектакль по Михаилу Жванецкому, Дмитрий Астрахан приглашает Лисянскую в фильм , где она исполняет роль матери большого еврейского семейства, а режиссёр А.Зельдович – в картину по Бабелю на роль мадам Вайнер.
В середине 90-х Анна Лисянская тяжело заболела. Её близкая подруга, актриса Лилиан Малкина помогла Анне Григорьевне переехать в Израиль к родным.
Её любили все – коллеги, любители театра и кино, только власти почему-то не привечали. У неё не было даже звания заслуженной артистки, но она была – всенародной…
В 1931-1936 годах выступала в Николаевском ТЮЗе. В 1936-1941 – актриса Киевского ТЮЗа, одновременно училась в студии при этом театре, которую закончила в 1939 году. В 1941-1943 – актриса Киевской киностудии, в 1949-1950 – киностудии . С 1950 года – актриса ленинградского академического театра драмы имени Пушкина, с 1967 – театра Музкомедии. С 1993 года жила в Израиле.
Автор сценария (совместно с Г.Вольпертом) фильма (1955).
(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).