Беата Тышкевич
Беата Тышкевич, польская актриса. Дебютировала в кино в 1957 («Месть»). Становление ее актерской карьеры в кино приходится на 60-е годы («Общая комната» В. Е. Хаса, 1960; «Сегодня ночью погибнет город» Я. Рыбковского, 1961; «Первый день свободы» А. Форда, 1964). Была женой крупнейшего польского режиссера Анджея Вайды, снявшего Тышкевич в трех фильмах («Самсон», 1961; «Пепел» по С. Жеромскому, 1965; «Все на продажу», 1969) как в ролях исторических героинь, так и сложных современных женщин. Именно Вайде удалось раскрыть в своих лентах все грани ее разностороннего дарования.
Внешние данные актрисы, присутствующий в ней шарм старой дворянской Польши позволяли ей в дальнейшем с успехом играть исторические роли в разножанровых картинах других режиссеров — комедиях («Марыся и Наполеон» Л. Бучковского, 1967), экранизациях национальной классики, осуществленных Хасом — в романтических («Рукопись, найденная в Сарагосе», по Я. Потоцкому, 1965), реалистических («Кукла», по Б. Прусу,1968) и биографических фильмах («Большая любовь Бальзака» В. Соляжа, роль Эвелины Ганской, 1973).
Снималась за рубежом (в лентах «Человек с бритой головой» А. Дельво, 1965; «В пути» М. Месарош, 1979), в том числе и в СССР («Дворянское гнездо» А. Михалкова-Кончаловского, 1969; «Европейская история» И. Гостева,1984).
Актриса высочайшей культуры, чрезвычайно податливая к самым разным творческим почеркам различных художников, Тышкевич сумела оставить след и в кинематографе «польской школы» 60-х и с блеском сыграть роли классического репертуара.
Образы современных женщин в 70—80-е годы удавались ей меньше. Небольшое количество киноролей с лихвой окупается их значительностью и известностью. Одна из самых популярных в мире актрис польского кино.