Берт Ланкастер
Родился в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк, США.
Американский актер и продюсер. В возрасте 19 лет организовал вместе с другом детства Ником Крэветом труппу странствующих акробатов. В 1939 труппа распалась; Ланкастер призван на фронт, он служит сначала в Северной Африке, затем в Италии и Австрии, и везде выступает перед солдатами с акробатическими номерами. Будучи приглашен в кино сразу после войны, добивается успеха в первой же роли наивного киллера («Убийцы» (The Killers) Р. Сьодмак, 1946) и закрепляет его в роли каторжника в фильме Ж. Дассена «Грубая сила» (Brute Force, 1947).
Амплуа человека физически сильного и простодушного, с обаятельной и беззащитной улыбкой, однако находящегося в экстремальной жизненной ситуации, характерно для его последующих работ. Ланкастер в 50-е годы снялся у многих крупных мастеров Голливуда (Литвак, Сьодмак, Дитерле, Уайз), играя как в приключенческих фильмах, так и в мелодрамах. Особняком стоят две удачные работы в вестернах режиссера Р.Олдрича — «Апачи» (Apache, 1953), и «Вера Круз» (Vera Cruz, 1954), после которых, почувствовав вкус к этому жанру, Ланкастер сам поставил вестерн «Человек из Кентукки» (The Kentuckian, 1955), не принесший ему никаких лавров.
Подлинным шедевром Ланкастера стала отмеченная Оскаром психологически сложная роль странствующего шарлатана, переживающего любовную драму, в фильме Ричарда Брукса «Элмер Гентри» (Elmer Gantry, 1960). В 60-е годы Ланкастер, не переставая играть роли в вестернах и традиционных приключенческих фильмах Франкенхеймера, Старджеса, Хьюстона, Олдрича, исполняет удачные психологические роли например, в фильме Стенли Креймера «Нюрнбергский процесс» (1961), в фильме Джона Франкенхеймера «Семь дней в мае» (Seven Days in May) и других. Одна из самых больших удач актера в те годы — роль князя Фабрицио Салины в экранизации романа Лампедузы «Леопард» (Il gattopardo, 1963) Лукино Висконти.
Лучшие работы зрелого Ланкастера сыграны во второй половине 70-х годов — в фильмах «Семейный портрет в интерьере» (Gruppo Di Famiglia In Un Interno, 1974, Л. Висконти), «Двадцатый век» (Novecento, 1976, Б. Бертолуччи), «Буффало Билл и индейцы» (Buffalo Bill and the Indians, Or Sitting Bull’sHistory Lesson, 1976, Р. Олтман). Среди других европейских режиссеров, у которых снимался Ланкастер, — Луи Малль и Лилиана Кавани — соответственно «Атлантик-сити»(Atlantic City, 1980); «Шкура» (La pelle, 1981).
Не испытывая недостатка в предложениях, появлялся на экране очень часто. Российским зрителям известен, в частности, по роли комментатора в документальном телесериале «Неизвестная война». В 1950 предпринял первую попытку стать продюсером, закончившуюся неудачно через несколько лет. Возобновил продюсерскую деятельность с 1962 — вместе с Кирком Дугласом.