Джеймс Стюарт
Джеймс Мейтленд Стюарт (James Maitland Stewart). Родился в городе Индиана (штат Пенсильвания, США). Хотел стать архитектором и учился в Принстонском университете, где познакомился с Генри Фонда (они остались друзьями на всю жизнь). С подачи Фонды он становится актером на Бродвее. В 1935 дебютирует в Голливуде в фильме “Убийца” (The Murder Man) в роли второго плана. Первая главная роль – 1936 год, фильм “Скорость” (Speed). В 1938 с фильма “Ты не можешь взять это с собой” (You Can’t Take It With You) начинается его плодотворное сотрудничество с режиссером Фрэнком Капрой. В 1939 за фильм “Мистер Смит едет в Вашингтон” (Mr. Smith Goes to Washington) Стюарта впервые номинируют на “Оскар”. В следующем году он впервые получает “Оскар” за роль Маколея Коннора в фильме “Филадельфийская история” (The Philadelphia Story), где он составляет потрясающий любовный треугольник с Кэри Грантом (Декстер Хейвен) и Кэтрин Хэпберн (Трейси Лорд).
Во время Второй мировой войны Стюарт добровольцем вступает в ряды ВВС США. К концу войны он прошел путь от рядового до полковника, на его счету было более 1000 боевых вылетов, он был награжден медалями и орденами США и Франции.
В 1946 он возвращается в Голливуд и снова снимается у Капры в фильме “Эта замечательная жизнь” (It’s a Wonderful Life), за который его снова номинируют нa “Оскар”.
Начиная с конца 40-х годов он активно снимается в вестернах (например, “Харви” (Harvey, 1950), за который очередной раз номинируется на “Оскар”), а также у Альфреда Хичкока в фильмах “Веревка” (Rope, 1948), “Окно во двор” (Rear Window, 1954), “Человек, который слишком много знал” (The Man Who Knew Too Much, 1956) и “Головокружение” (Vertigo, 1958). Кроме этого, он исполняет заглавную роль в фильме “История Гленна Миллера” (The Glenn Miller Story, 1954) и роль адвоката в нашумевшем фильме “Анатомия одного убийства” (Anatomy of a Murder, 1959, номинация на “Оскар”).
Начиная с 70-х, Стюарт снимался довольно мало, однако работал на радио и телевидении. В 1985 получает почетного “Оскара” с уникальной формулировкой “За 50 лет замечательной работы, за воплощение высочайшего идеала на экране и в жизни, с уважением и признанием от коллег”. Умер 2 июля 1997 в Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США).