Джемма Осмоловская
В историю кино актрисе Джемме Осмоловской суждено войти по двум ролям – в роли Кати, невесты Васи Шанежкина в комедии «Улица полна неожиданностей», и в главной роли в «Повести о первой любви».
Последний фильм – примечательный во всех отношениях, хоть и незаслуженно обойденный критикой. Примечателен он в первую очередь из-за невероятной, просто революционной смелости авторов картины, сумевших рассказать о первой любви школьников так искренне и честно, как никто другой.
Ныне сложно представить, как могла попасть на киноэкраны эта картина, снятая аж в пятидесятые годы. И дело не только в цензуре, которая, по слухам, была весьма щепетильна в вопросах нравственности подрастающего поколения, сколько в целомудрии того общества. Впрочем, если судить по фильму, целомудренными в истории «Повести о первой любви» были только главные герои – подростки Оля и Митя, все остальные – одноклассники, и учителя, и даже райком ВЛКСМ подозревали в их дружбе то, чего в СССР, по нынешним утверждениям, не было.
Фильм выглядит смело особенно по сравнению с инфантильными лентами того периода, не только советскими, но и американскими, в которых половозрелые дяди и тети изображали душевное смятение от первого поцелуя. Подумать страшно, но в этой картине два подростка на самом деле пытались доказать всему миру, что в их отношениях еще нет взрослости, что они дети, и могут любить по-детски чисто и невинно.
Еще одна сюжетная линия, совершенно немыслимая для картин того времени – страсть учителя физкультуры к ученице.
Насколько я помню, появившаяся в восьмидесятые годы картина «Куколка» о любви учительницы и ученика, вызвала в свое время бурные дискуссии, в которых принимали участие и мэтры детского кино, и публицисты, и педагоги. Поразительно, но фильм «Повесть о первой любви», поставленный за тридцать лет до «Куколки», и показавший педагога, возжелавшего стройную ученицу, не только не стал предметом каких-либо дискуссий, не было даже мягких упреков за показ столь неприятной, закрытой для советской педагогики темы.
Впрочем, фильм, конечно, был не об этом, и даже не о первой любви. Главное в картине другое – история взросления девочки Оли, рано потерявшей мать и столкнувшейся один на один с «настоящей» жизнью. Уже в девяностые годы Бэз Лурмени экранизировал шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта» как историю двух подростков, которым безумно одиноко и страшно в мире взрослых. Критики приняли такую трактовку как новаторство в шекспироведении. «Повесть о первой любви» можно смело назвать предтечей фильма Лурмени, и юные Оля и Митя в исполнении Джемы Осмоловской и Кирилла Столярова ничуть не менее трагичны, чем герои Ди Каприо и Клэр Дейнс.
По слухам, Джемма Осмоловская вышла замуж за кумира пятидесятых Леонида Харитонова. Как и все кумиры, к семейной жизни Харитонов оказался совершенно неприспособленным, и супруги быстро развелись. Сейчас Джемма Осмоловская работает в Российском академическом молодежном театре.