Джон Клиз

Джон Клиз

Джон Марвуд Клиз родился в Уэстон-Супер-Маре, Англия, Великобритания. Его отец, страховой агент Реджинальд Фрэнсис Чиз, изменил свою настоящую фамилию, когда вступил в армию (“cheese” – сыр).

Джон был единственным сыном пожилых родителей, и поэтому его с детства держали под стеклянным колпаком. Никаких шалостей, никаких хулиганств за Джоном в детстве не наблюдалось.

Джон окончил подготовительную школу Св. Петра, затем провел пять лет в Клифтон колледже, затем пару лет преподавал в своей школе, ожидая, примут ли его в Даунинг колледж.

Затем этот долговязый (1 м 98 см) маменькин сынок направил свои стопы в Кембриджский университет на юридический факультет.

В ту пору Клиз, по его собственному признанию, был “типичным продуктом буржуазной среды”. Он голосовал за консерваторов, одевался в костюм с иголочки, почти не пил и не баловался наркотиками. Тем не менее на первом же курсе он попал в студенческую театральную компанию Footlights Club, где познакомился с Майклом Пэйлином, Терри Джонсом, Грэмом Чепманом и Эриком Айдлом и чуть позже с американцем Терри Гиллиамом.

Потом Клиз некоторое время работал на ВВС, а затем опять вступил в театральную труппу, на этот раз “Кэмбридж Цирк”, и вместе с ней съездил в турне на Бродвей и Новую Зеландию. Джон решил на некоторое время задержаться в Штатах и даже работал для журнала “Help!”, в бытность там Терри Гиллиама на должности помощника редактора. К тому же, Клиз пару месяцев весьма успешно писал статьи для раздела международной политики в “Newsweek”.

После он поступил было на работу в “American Establishmenst Review”, но вскоре вернулся в Лондон. Вместе с Грэмом Чепменом, Эриком Айдлом, Терри Джонсом и Майклом Пэйлином он писал для “The Frost Report”.

В 1968 году женился на американской актрисе Конни Бут. А вскоре эта компания молодых людей организовала “Летающий цирк Монти Пайтона”, чьи шоу известны сейчас по всему миру.

Несмотря на постоянную работу в юмористическом клубе, Клиз не думал о карьере актера. Он увлекался живописью, археологией, литературой, иностранными языками (поэтому впоследствии без особого труда выучил по-русски строки Лермонтова, которые ему пришлось декламировать в “Рыбке по имени Ванда”). Даже когда шоу “Монти Пайтон” пригласили на Би-Би-Си, Клиз долго полагал, что лишь временно работает актером. Но через пару сезонов стало ясно, что “Летающий цирк Монти Пайтона” пришел всерьез и надолго. И одним из самых ярких участников этого шоу стал Клиз, “чокнутый джентльмен”, как назвали его англичане.

В 70-е труппа перебралась в кино. Фильмы “Монти Пайтон и Священный Грааль”, “Монти Пайтон: жизнь Брайана”, “Монти Пайтон: смысл жизни” сегодня считаются классикой комедийного жанра.

В середине 80-х труппа распалась. В 1989 году умер один из основателей “Монти Пайтона” Грэхэм Чепман, и о планах воссоединения труппы пришлось забыть.

Все “джентльмены-хулиганы” стали работать соло. Кульминацией сольной кинокарьеры Клиза стала комедия “Рыбка по имени Ванда” (1988). За нее Клиз был номинирован на Оскар как лучший сценарист и получил премию Британской Киноакадемии как лучший актер. Также за “Рыбку” Клиз был награжден итальянским “Давидом”. Но попытка повторить формулу успеха в фильме “Свирепые создания” (1997) была неудачной.

Затем Джон Клиз застолбил себе маленькое, но теплое местечко в одном из самых знаменитых сериалов в истории кино – “бондиане”. Клиз сменил 85-летнего Десмонда Ллевелина на посту “специалиста по техническим примочкам”, так что можно считать, что теперь он обеспечен непыльной работенкой до 85 лет.

Недавно Клиз продемонстрировал сардонический “монтипайтоновский” юмор в комедии “Крысиные бега”.

А теперь он получил колоритную роль призрака по прозвищу Почти Безголовый Ник в новом киносериале про Гарри Поттера. Имейте в виду – герой получил это прозвище не потому, что он дурак, а потому, что ему отсекли голову не до конца! В эксцентричном исполнении Клиза эта роль стала достойным продолжением славных традиций труппы “Монти Пайтон”.