Елена Понсова
Елена Дмитриевна Понсова всегда играла людей весёлых, озорных, чудаковатых, страстно влюблённых в жизнь и знавших ей цену. Такой же она была и в жизни. Любила юмор, застолье, любила жизнь во всех её проявлениях. Но, несмотря на всё своё обаяние и лёгкость, Елена Дмитриевна была крайне дисциплинированным человеком, порой даже чересчур строгой с партнёрами по сцене. Не терпела опоздания на репетиции, незнание текста и растерянность на сцене. Из-за этого могла не на шутку рассердиться и устроить нагоняй.
Елена Понсова вышла на сцену уже на первом курсе театрального училища. Сначала это были эпизоды, затем мальчишки, а вскоре и старухи. Со старухи она и начинала – сыграла Мокеиху в спектакле “Виринея”. Редкий по яркости комедийный талант, бытовая правдивость, смелый рисунок роли – все эти качества выдвинули Понсову в ряды лучших характерных актрис московской сцены. Она участвовала в таких прославленных спектаклях Вахтанговского театра, как “Много шума из ничего”, “Соломенная шляпка”, “Миссурийский вальс”, “Сирано де Бержерак”, “Горя бояться – счастья не видать”. Лучшей ролью Елены Понсовой стала Начальница пансиона в популярнейшем водевиле, поставленном в 1944 году, “Мадемуазель Нитуш.
Актрису часто приглашали на радио, в концерты, на съёмки. В кино ролей было не так много, но всё же заметные образы она создала в фильмах “Заключённые” (Фефела), “Машина 22-12” (Бабушка), “Шинель” (Хозяйка), “Ревизор” (вдова унтер-офицера»), в картинах “Егор Булычёв и другие”, “Гадюка”, “Жизнь прошла мимо”, “Понедельник – день тяжёлый”.
Понсова была мастером пародии, могла точно изобразить любого человека, попавшего в её поле зрения. Когда Елена Дмитриевна разыгрывала сценки, подсмотренные в метро или за кулисами в театре, это были настоящие спектакли одного актёра. Видимо, именно эта способность помогла актрисе озвучить в мультфильме “Дикие лебеди” сразу три абсолютно несхожие роли. Это был настоящий триумф, после которой студия “Союзмультфильм” буквально носила Понсову на руках. За кадром актриса больше специализировалась на мышах, лисах и воронах. Она бесподобно прочла авторский текст в «Топтыжке» у Фёдора Хитрука. А однажды вдруг заявила, что точно знает как озвучить… ночной горшок. “Как? Как? Елена Дмитриевна, расскажите!” – просили её молодые актёры. “Нет-нет-нет! Я это придумала, я это и приберегу до того момента, когда такая роль появится”, – ответила она. Но тайна голоса ночного горшка так и не раскрылась.
Елена Понсова ушла из жизни в 59 лет. В июне 1966 года для поездки за границу актёрам театра пришлось обходить всех врачей. Получив заветную справку о здоровье, Елена Дмитриевна позвонила подруге и сообщила: “Всё! По всем статьям чистая!” Ночью она умерла.
Народная артистка РСФСР (1957).
В 1928 окончила театральное училище им. Б.Щукина и стала актрисой театра им. Е.Вахтангова. На сцене – с 1925 года. С 1930 года – преподаватель актёрского мастерства, с 1934 года – педагог театрального училища им. Б.Щукина.
(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).