Елизавета Никищихина

Елизавета Никищихина

Елизавета Сергеевна Никищихина. Блистательная острохарактерная аткриса. Исполняла роли странноватых, эксцентричных особ, чаще всего добрых, но непонятых окружающими. Наиболее интересные героини: Невеста (“Скверный анекдот”), Ляля (“Шла собака по роялю”), Маша («Приключения Электроника»), жена Орловича («Покровские ворота»), директор школы («Виктория»), Серафима («Самоубийца»).

Елизавета Никищихина была одной из «звёзд» в замечательном созвездии артистов, собранных в своё время в театре имени Станиславского М.Яншиным и Б.Львовым-Анохиным. Для неё не существовало невозможного, ей одинаково были подвластны и трагические, и характерные роли. Елизавета Никищихина с блеском играла Машеньку в одноимённой пьесе Афиногенова и Герду в сказке Андерсена, Вассу в «Вассе Железновой» Горького и гоголевскую Агафью Тихоновну. Потрясающе играла Антигону в пьесе Ануя. «Для неё театр был светской формой религии, – писали об актрисе друзья и коллеги. – Не раз, особенно незадолго до смерти она отказывалась от ролей по принципиальным соображениям. Не признавала «депрессивного» театра, ибо полагала, что люди приходят в театр за положительными эмоциями».

Елизавету Сергеевну отличало качество, уникальное даже в талантливых людях: артистизм, кураж. Она получала удовольствие от игры, и это удовольствие передавалось залу.

В кино Никищихина сыграла много меньше, чем в театре. Кинорежиссёры использовали, в основном, типаж актрисы – чудаковатость, «улыбчивость», скороговорку. Она ни разу не сыграла главную роль, хотя образ немолодой, одинокой директрисы в картине «Виктория» вполне мог бы сойти за центральный. Среди других фильмов с её участием: «Полустанок», «А у нас была тишина…», «Расмус-бродяга», «Любить», «Голос», «Не было печали», «Торпедоносцы», «Клуб женщин», «Провинциальный бенефис».

Между тем, в жизни Елизавета Сергеевна была человеком закрытым и очень одиноким, несмотря на признание коллег. Постоянно раздираемая противоречиями, мыслями о творчестве и жизни, она много пила, по этой причине её оставил любящий муж – известный музыкальный критик Анатолий Агамиров. Трагическая судьба Антигоны, которую она играла, перекинулось отчасти на её собственную человеческую судьбу. В жизни она дорого платила за тот свет, что излучала на сцене и на экране.

Заслуженная артистка России.

(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).