Геннадий Ялович
Геннадий Миайлович Ялович. Народный артист России. Блистательный характерный актер, талантливый театральный режиссер и педагог 60-90-х годов. Снимался в фильмах «Тридцать три», «Приключения Электроника», «Завтрак на траве» и др.
Геннадий Ялович родился в Москве. В 1960 году окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ. Это был знаменитый курс, он учился вместе с Владимиром Высоцким, Георгием Епифанцевым, Валентином Никулиным. Еще во время учебы у Геннадия Михайловича проявилась склонность к педагогике, и сразу после окончания актерского факультета Ялович поступил в аспирантуру кафедры актерского мастерства Школы-студии МХАТ и одновременно начал преподавать. В этот же период Ялович работал в театре «Современник», на сцене которого сыграл четыре заметные роли.
В 1964 году вместе с сокурсниками Ялович организовал Московский молодежный театр – профессиональный театр на общественных началах, в котором молодые актеры и режиссеры московских театров по ночам работали над спектаклями в помещении клуба бывшего «Совнархоза». Там Геннадий Михайлович поставил четыре спектакля: «Белая болезнь» К.Чапека, «Оглянись во гневе» Д.Осборна, «Замкнутый спектр» Г.Епифанцева и «Мы – колумбы» С.Ларионова. В 1967 году театр был закрыт.
В 1967-70 годы по приглашению Анатолия Эфроса Ялович работал режиссером в Московском театре «Ленком», где поставил два спектакля. Один из них, «История одного покушения» по пьесе Лунгина и Нусинова, был подвергнут политической цензуре и запрещен. В 1970-72 годах Ялович работал в Московском театре имени А.С.Пушкина, где выпустил спектакль «Голубая жилка Афродиты» по пьесе М.Анчарова. Спектакль тоже был закрыт.
В 1974 году Ялович открыл театр «Мечтатель» при Центральном Доме работников искусств в Москве, где поставил спектакли: «Гулливер» Е.Брошкевича, «Лодка в лесу» Н.Хайтова. Играл главные роли, одновременно являясь сорежиссером спектаклей «Записки из подполья» по Ф.М.Достоевкому, «Утиная охота» по А.Вампилову, «Последний срок» В.Распутина. Спектакли запретили по цензурным соображениям, и закрыли театр.
Одновременно с 1957 по 1984 годы Ялович руководил любительскими, экспериментальными и студенческими театрами, где поставил около пятидесяти спектаклей.
С 1978 года Ялович работал в Московских концертных организациях, ставил эстрадные программы, кукольный спектакль «Все как у людей», завоевавший призы на фестивалях в Польше и Швеции и запрещенный для показа в СССР. В период с 1984 по 1986 годы Геннадий Михайлович поставил три спектакля в МХАТе и Театре имени Пушкина. В 1991 году в Московском театре им. Станиславского Ялович играл роль Стенборга в спектакле «Фортенбрас спился» Я.Гловацкого (режиссер Р.Козак).
С 1989 по 1991 годы Ялович являлся основателем и художественным руководителем Московского театра «Альбом», на сцене которого поставил шесть спектаклей. После закрытия театра с Геннадием Михайловичем случился инфаркт, он перенес четырнадцать клинических смертей подряд. Несмотря на это, он смог полностью восстановиться и вернуться в строй.
С 1992 года – Ялович художественный руководитель театра «Товарищество артистов МХАТ», где работал фактически до самой смерти. Здесь он поставил спектакли «Человек в пейзаже» по А.Битову, «Уроки в конце весны» О.Кавуна, «Тишайший Михаил Александрович и его домочадцы» А.Сиплярского и другие.
В 1954 году у Геннадия Михайловича произошла первая встреча с кинематографом. Он сыграл одного из школьников в фильме Татьяны Лукашевич «Аттестат зрелости». Затем, начиная с 1962 года, Ялович начал активно сниматься. В его багаже 43 фильма и 20 ролей в сатирическом киножурнале «Фитиль».
Среди заметных работ в кино: Сергей («Возвращение Вероники»), гид («Я шагаю по Москве»), Антон («Месяц май»), Шереметьев («Тридцать три»), отец Димки («Димкин петушок» и «Димка рассердился»), Аркадий («Старый знакомый»), брат Нины («Ищу человека»), режиссер («Афоня»), Виктор Павлович («Подарок судьбы»), друг Гоши («Москва слезам не верит»), Майкл («Приключения Электроника»), Кизил («Любовью за любовь»), главный редактор («Происшествие в Утиноозерске»).
В 1960 окончил актерский факультет Школы-студии МХАТ (курс П.В. Массальского), в 1965 – аспирантуру кафедры актерского мастерства Школы-студии МХАТ.
(Алексей Тремасов, “Характерные актеры российского кино”).