Илья Баскин

Илья Баскин

Элия Залманович Баскин. Острохарактерный голливудский актёр, известный по фильмам “Москва на Гудзоне”, “2010”, “Любовная афёра”, “Самолёт президента”, “Октябрьское небо”, “Сердцеедки” и др. В СССР снимался, преимущественно, в эпизодах в фильмах “Большая перемена”, “Телеграмма”, “Три дня в Москве”.

Элия Баскин родился в Риге (Латвия). Приехав учиться в 1967 году в Россию, где об имени Элия никто никогда не слышал, был переименован в Илью.

Театром заинтересовался случайно. Его родители далеки от искусства (мама зубной техник, отец много лет проработал в снабжении). В детстве Элия увлекался сборкой и, в основном, разборкой самых разнообразных радиоаппаратов и ещё… железной дорогой. В Риге в то время существовала детская железная дорога, где он перепробовал все профессии от стрелочника до машиниста. Но однажды друг Баскина обманным путём заманил его в театральный кружок, и этот случай решил его судьбу.

В Москве теперь уже Илья Баскин поступил, в цирковое училище на отделение разговорных жанров цирка и эстрады. На этом же факультете в то же время учились Геннадий Хазанов, Илья Олейников, Миколас Орбакас, Юрий Куклачев и Жанна Бичевская. Выпустившись уже с готовым эстрадным номером (что-то среднее между музыкальной эксцентрикой, клоунадой и театром миниатюр), Баскин был распределён в Оркестр Утёсова, а меньше чем через год поступил в Московский Театр Миниатюр, где и проработал до самого отъезда в Америку.

В СССР Илья Баскин снимался немного, в основном в эпизодах: “Телеграмма” Ролана Быкова, “Большая перемена” и “Три дня в Москве” Алексея Коренева, “Ни слова о футболе” Исаака Магитона. Были кое-какие телепередачи, в частности – “Будильник”.

О своём отъезде Баскин сообщил следующее: “Уехал в основном из за боязни упустить момент. В 1976 году представить было нельзя, что “советская машина” может так просто взять и развалиться. И вдруг появилась возможность “вылететь из клетки”. Многие тогда боялись, что “занавес” приоткрыли ненадолго, чтобы получить какие-то уступки от Запада, а, получив, тут же прикрыть. А тут возникла надежда (тогда для нас невообразимая) увидеть весь мир”.

В США актёру удалось попасть на пробу к Джину Уайлдеру на его режиссёрский дебют в картине “The Words Greatest Lover”. Там Баскин получил небольшую эпизодическую роль актёра в немом кино. Его партнёрами в этой сцене были никому тогда не известный Дэни ДеВито и дочка Питера Устинова – Павла. Благодаря этой картине, Элия Баскин получил возможность вступления в актёркий профсоюз (гильдию). После этого последовали другие пробы. Параллельно он работал в ресторане, продавал страховые полюсы, работал в бюро по переманиванию специалистов из одной кампании в другую. В 1980 вмесе с Александром Половцом создал и начал издавать газету “Панорама”, 17 лет был её совладельцем и соиздателем. Только после большой роли в фильме Мазурского “Москва на Гудзоне”, актёрский заработок стал для Баскина основным источником существования. За его плечами – несколько десятков популярных фильмов и сериалов. Герои Баскина – преимущественно, русские, но при этом люди самых разных характеров и профессий.

В 2001 году Элия Баскин вновь появился в российском кино – в одной из серий “Убойной силы”, снятой в Америке, он сыграл одну из главных ролей.

В 1971 году окончил Государственное Училище Циркового и Эстрадного Искусства и был распределён в Оркестр Л.Утёсова. В 1972-76 годах – актёр Театра миниатюр. С 1976 года живёт и работает в США.

(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).