Кэри Грант
Настоящее имя – Арчибальд Алек Лич (Archibald Alec Leach). Родился в Бристоле (Великобритания). Его детство прошло в Англии и ничем не отличалось от детства его сверстников из других небогатых семей, если не считать одного примечательного факта – его мать страдала психическим расстройством и в 1913 году была помещена в клинику, о чем мальчику не сказали, объявив просто что мама уехала и вернется нескоро. Он увидел ее впервые после почти двадцатилетнего перерыва. В 14 лет он оставляет школу и всеми правдами и неправдами добивается поступления в театральную труппу Боба Пендера, занимается пантомимой и акробатикой, приобретает простонародный английский акцент (кокни) и наконец в 1920 году в числе 8 юных счастливчиков из труппы Пендера отправляется в США. Их представление “Хорошие времена” (Good Times) прошло на Бродвее 456 раз. За это время Грант успел привыкнуть к Америке, и после окончания контракта остается там навсегда.
В 1933 году он начинает сниматься в Голливуде. Режиссеров привлекает редкое сочетание черт Гранта – мужественность с аурой и поведением истинного джентльмена. По-настоящему крупный успех приходит к нему в начале 40-х годов, когда он снимается в роли Декстера Хейвена в фильме “Филадельфийская история” (The Philadelphia Story) в компании Джеймса Стюарта и Кэтрин Хэпберн. Несколько блестящих ролей сыграл Грант в фильмах Альфреда Хичкока – “Подозрение” (Suspicion, 1941) вместе с Джоан Фонтейн, “Дурная слава” (Notorious, 1946) вместе с Ингрид Бергман (Ingrid Bergman), “Поймать вора” (To Catch a Thief, 1955) вместе с Грейс Келли (Grace Kelly), “К северу через северо-запад” (North by Northwest, 1959) с Евой-Мэри Сент (Eva Marie Saint). В “Поймать вора” Хичкок – уникальный случай для этого режиссера-диктатора – позволил Гранту и Келли импровизировать в нескольких сценах, настолько доверял он таланту и чутью этих двух выдающихся актеров.
Кэри Грант всегда очень тщательно выбирал роли и фильмы, в которых он соглашался сниматься, благо талант и популярность позволяли ему это. Так, он отказался от роли Джеймса Бонда, которую Ян Флеминг писал именно под него. Позже отказ получил великий Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick), предложивший Гранту роль Гумберта в фильме “Лолита” (Lolita, 1962) по одноименному роману В. Набокова.
Всю жизнь Грант воплощал на экране определенный образ, подражать которому стремились тысячи и тысячи людей. Как-то один корреспондент сказал ему: “Каждый хотел бы стать Кэри Грантом!” “Я тоже хотел бы,” – последовал ответ.
В последний раз Грант снимается в кино в 1966 в фильме “Иди, а не беги” (Walk Don’t Run), после чего завершает свою карьеру, поняв, что новый кинематограф, идущий на смену классическому Голливуду чужд ему, и для его героев не найдется места в новых фильмах. В 1970 году он получает почетного “Оскара” за “необыкновенное мастерство с уважением и признательностью от коллег”.
Кэри Грант скончался 29 ноября 1986 в Дэвенпорте (штат Айова, США).