Марк Перцовский

Марк Перцовский

Марк Наумович Перцовский. Блистательный мастер эпизода, острохарактерный актёр с выразительными внешними данными. Играл, преимущественно, злодеев и иностранцев в кино (, , , ). Переиграл весь репертуар театра Советской армии.

Марк Перцовский был легендой театра, однако сам театр относился к нему потребительски. Если в эпизоде мог сыграть любой актёр, всё равно брали только его, буквально на всё подряд. Каждый выход Перцовский превращал в шоу одного актёра.

Он был убежден, что любая деталь – это своеобразная привычка, по-своему раскрывающая характер человека. Легко играл комедию, водевиль, ради музыкальной пьесы освоил гитару, танец. Он никогда не стремился на первый план и довольствовался малым. В Бакинском Рабочем театре играл даже женские роли: в Афиногенова дублировал Раневскую в роли Амалии Карловны, на телевидении сыграл Бабу Ягу. Перцовский не настаивал на своих актёрских приёмах, не путал их с гротеском. Он не превращал жест в шарж, но каждую роль, даже драматичную, неизменно украшал шуткой.

Среди его театральных шедевров: Белардо (), Петруччо (), Багратион (), Бичико (), Эйнштейн (), Ардальон Васильевич (), дедушка ().

В кино Марк Перцовский снимался реже. Одна из лучших его работ – фашист Кальтенбрунер в – была отмечена Сталинской премией. В актёр единственный раз исполнил главную роль – Дирижёра. Были и другие удачные работы в фильмах , , , , , , , , .

Народный артист РСФСР (1980).

Лауреат Государственной премии СССР (1951 – за участие в фильме ).

В 1921-1922 годах работал продавцом в писчебумажном магазине в Тбилиси. В 1922-1926 – играл в театре при Доме Красной армии и флота в Тбилиси. В 1926-1927 учился в студии п/р Ю.Завадского в Москве. В 1927-1930 годах – актёр Бакинского Театра рабочей молодёжи, в 1930-1932 – в Бакинском рабочем театре. С 1932 года – актёр ЦТСА.

(Сергей Капков, “Характерные актеры российского кино”).