Михаил Шуфутинский
Мало кто знает, что карьера общепризнанного короля “русского шансона” Михаила Шуфутинского начиналась с джаза. Еще учась в школе, порочный Миша запоем слушал вражеские голоса, в том числе и культовую джазовую передачу Уиллиса Кановера. Но “измена родине” только начиналась. Буквально по окончании школы рабочей молодежи МШ стал завсегдатаем московской джазовой тусовки и переходящим знаменем большинства центровых бэндов. Желание учиться было настолько сильно, что буквально с разбегу МШ оказался студентом музыкального Училища им. Ипполитова-Иванова. Его поведение в училище стало притчей во языцех практически моментально. Суровый фейс-контроль на входе как правило не проходили МШ (из-за длинных волос) и студентка Пугачева (из-за мини юбки). Кстати в те годы можно было увидать двух будущих легенд на одной сцене в бесконечных джэм сейшенах. Но подобная подрывная деятельность (а так же дружба со многими диссидентами) не могла не пройти незамеченной для бдительных органов и в один прекрасный день 1971 года, после дружеского собеседования на Лубянке проворный Миша понял, что из Москвы надо валить. Уехал он туда же куда и многие, в Магадан, но не по этапу, а исключительно по своей воле. Именно эта поездка стала основой для многочисленных легенд о тюремном прошлом МШ. Однако в Магадане МШ питался не баландой, а в лучших ресторанах, где вместе с друзьями музыкантами заколачивал длинный рубль. Привычка к хорошим гонорарам уже тогда впитывалась в кровь Михаила Захаровича (в Магадане музыкант мог заработать 1500 руб в месяц, огромные, если помните, деньги). Но кроме этого именно этот период жизни и зародил в душе артиста интерес к той музыке, что принесет ему славу спустя много лет – шансону.
По возвращении из дальних странствий (кроме Магадана предприимчивый МШ умудрился отметится и на Камчатке) перед достаточно опытным уже музыкантом возникло несколько путей, и один из них, ультра продвинутый по тем временам, назывался ВИА. Поработав для начала с квартетом “Аккорд” МШ набил себе руку и в результате получил предложение возглавить новейший проект “Лейся, песня”.
(там же в дальнейшем начинали свой творческий путь такие знаковые певцы как Николай Расторгуев (“Любэ”) и Валерий Кипелов (“Ария”)).
В середине и второй половине семидесятых “Песня” лилась по всей стране, гастроли были бесконечными, а пресса публиковала статьи под заголовками типа “Хочу ребенка от “Лейся, Песня” (И это в то время!!!) Правда, все это происходило при полном отсутствии эфиров по ТВ. Именно тогда МШ впервые столкнулся с проблемой неформата, ставшей бичом российского шоу-бизнеса в наши дни. Из-за бороды и ярко выраженной внешности МШ был непригоден для телеэфира. Причем сбрить бороду славы ради Шуфутинский отказывался категорически. “Лейся песня” не выпускалась из страны даже в Болгарию, а после того, как на эстрадном конкурсе “Сочи-78” группу просто попытались снять с программы, терпение МШ лопнуло и он понял, что ему больше нечего делать в СССР.
В 1981 году ему наконец удалось получить разрешение на выезд в Израиль. На землю Обетованную, правда, МШ не очень тянуло, поэтому очень скоро он оказался в Нью-Йорке, где продолжил опробованную в Магадане ресторанную практику. Как ни странно. Именно в это время начинает раскрываться его вокальный талант. Если раньше Шуфутинский преимущественно был музыкантом и аранжировщиком, то теперь он окончательно становится вокалистом.
Идея записать свой первый альбом появилась крайне обыденно – в 1982 году друг Саня Месман попросил записать песни на кассету и сам же профинансировал запись. Очень скоро МШ понял, что кроме Мейсмана у его пения много поклонников, а первые “альбомы” стали настоящими бестселлерами в эмигрантских кругах. К середине 80-х Шуфутинский уже крепко стоял на американской почве, став к тому времени гражданином США. Постепенно его записи стали просачиваться в СССР, где произвели эффект сработавшей адской машины. К началу перестройки Шуфутинский (и не подозревавший об этом) становится суперзвездой “эмигрантской песни”, его кассеты наводняют Союз.
Кстати в те годы по его собственному признанию газете “Аргументы и факты” будущий президент (а тогда еще резидент) ВВП тайком от Центра наслаждается записями МШ.
В результате МШ проработает еще несколько лет в ресторане (теперь он живет в Лос-Анжелесе), будучи просто не в курсе, что он уже, считай, Майкл Джексон по другую сторону “железного занавеса”. После падения оного Михаил Захарович приезжает с гастролями на Родину, где его встречают как кумира. В первое же турне (1990) он разрывает на части 75 стадионов, после чего, разумеется, принимает решение перебазироваться в РФ. Выпущенные по возвращении первые же песни становятся суперхитами, и буквально за два года Шуфутинский достигает статуса самого продаваемого артиста девяностых. Все его пластинки расходятся гигантскими тиражами. Каждый сингл, вне зависимости от того китч это (“За милых дам”), драма (“Душа Болит”) или лирика (“Пальма де Майорка”) превращается в народную песню и вторая половина 90-х для Шуфутинского – зенит славы. Но даже имея непререкаемый авторитет и безграничную любовь и преданность многомиллионной аудитории, МШ не успокаивается. Он временами экспериментирует (“Черный пистолет”, “Мачо мэн”), временами продюcирует (“Вкус меда”). Появление в жизни Шуфутинского такого поэта, как Александр Полярник и связанный с этим возврат к классическому шансону в последнем альбоме “Наколочка”, занявшем Первое Место в чартах продаж и успех новой концертной программы “Пойду однажды по Руси” доказывает тот неоспоримый факт, что к счастью или к несчастью (в зависимости от Вашего вкуса), но Михаил Шуфутинский в обозримом будущем останется на вершине эстрадного Олимпа.