Наталья Медведева
Наталья Павловна Медведева, актриса. Снималась в фильме “Илья Муромец”, впервые вместе с Аллой Ларионовой представляла Россию на Венецианском фестивале. Её звёздным часом стала роль директора фабрики в фильме “За витриной универмага”. Потом было несколько ролей, работа в театре на Малой Бронной, и … годы забвения.
Наталья Павловна прошла через все тернии – от большой популярности до полного забвения. Ее партнерами на сцене и экране были замечательные актеры. В ее жизни было много друзей и много завистников. Но Наталья Павловна, будучи человеком честным и открытым, сумела с достоинством пройти свой жизненный путь, до преклонных лет сохранив обаяние и жизнерадостность.
Наталья Павловна Медведева родилась в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье. Ее мама была в прошлом актриса. Отец, Павел Николаевич Медведев, был профессором литературы и замечательным оратором. Его знала вся литературная среда. Очень долгое время он был председателем Союза писателей Петербурга. Все свободное время Павел Николаевич отдавал студентам. К сожалению, как и многих других деятелей культуры, его не обошла волна сталинских репрессий. В 1936 году на Павла Николаевича был сделан донос. Его арестовали, и в 1937 году он был расстрелян. После этого Наталья Павловна двадцать лет жила как дочь «врага народа». И только в 1957 году она получила небольшое письмо: «Павел Николаевич Медведев в виду отсутствия состава преступления посмертно реабилитирован. Место смерти не установлено».
В 1939 году Наталья Павловна поступила в Ленинградский театральный институт по классу Леонида Сергеевича Вивьена. Непосредственным педагогом на курсе был Александр Васильевич Соколов… Но война все спутала. 22 июня 1941 года Наталья Павловна сдала последний экзамен и, придя домой, по радио услышала о войне. В то время она уже была замужем. С началом войны мужа командировали под Свердловск в город Берёзовск и Наталья Павловна год там жила. Потом поняла: идет война и она должна что-то делать. И Медведева стала ездить в Свердловск, в госпиталь, обслуживать больных, как-то посильно помогать им. Потом узнала, что в Свердловске есть театральное училище, которым руководит Алексей Дмитриевич Попов. Она пошла туда и Попов взял ее на последний курс. В 1943 году Наталья Павловна закончила училище. Выпускным спектаклем был «Васса Железнова», в котором она исполнила главную роль.
Сразу после окончания училища Наталью Павловну пригласили в Свердловский драматический театр, которым тогда руководил Ефим Александрович Брилль. Ее сразу ввели в репертуар. Но через год мужа перевели в Москву и она была вынуждена уйти из театра, не смотря на все уговоры Брилля.
Во все время эвакуации мама Натальи Павловны была с ней. Она была уже очень больна. Но ехать с дочерью в Москву отказалась и вернулась в свой родной Ленинград. А Наталья Павловна с этого момента стала москвичкой.
В 1945 году решением правительства было создано два театра. Один – Театр драмы и комедии, ставший впоследствии Театром на Таганке, другой – Московский драматический театр на Спартаковской, с 1968 года ставший Театром на Малой Бронной. Наталья Павловна пробовалась в оба театра и в итоге была приглашена сразу и в тот и в другой. Первым в то время руководил А.К. Плотников, вторым – С.А. Майоров. Наталья Павловна колебалась, не зная, какой же театр выбрать. Но ее сумел покорить Майоров, предложив ей Марию Стюарт. Медведева не смогла отказаться от подобного предложения. «Мария Стюарт» с успехом была сыграна… И буквально на следующий же день вышло постановление правительства о запрещении западной драматургии. Спектакль был снят с репертуара.
В 1952 году режиссер Всеволод Пудовкин искал исполнителей для своего фильма «Возвращение Василия Бортникова», который он собирался снимать по роману Галины Николаевой «Жатва». Шли поиски главной героини. Пробовалось очень много актрис. Одна из ассистенток Пудовкина побывала на спектакле Московского драматического театра и увидела там Медведеву, которая ей очень понравилась. Она рассказала о Медведевой Пудовкину. Он ее вызвал на пробы и в итоге утвердил на главную роль. Все остальные были против ее кандидатуры, даже сама Николаева. Еще свежи были впечатления о Марии Стюарт. Главный аргумент был таким: «Вчера она была Марией Стюарт, а сегодня – неграмотная колхозница. Такого диапазона быть не может». Но Пудовкин ее отстоял. И, когда начались съемки, все замолчали. «Наташенька, вы – душа картины», – сказал ей Всеволод Илларионович во время съемок. Фильм вышел на экраны в начале 1953 года и стал одним из лидеров проката. С «Возвращением Василия Бортникова» Наталья Павловна побывала на двух международных кинофестивалях в Аргентине и Италии, где на последнем фильм получил один из почетных призов. «Наташа, теперь вы будете сниматься во всех моих картинах», – сказал Медведевой Пудовкин. Но этому дальнейшему союзу не суждено было случиться. 30 июня 1953 года Всеволода Илларионовича не стало.
Не смотря на большой успех фильма, в кинокарьере Медведевой наступила пауза. Театральные актрисы тогда очень редко снимались. Был ВГИК, выпускавший ежегодно актеров кино, был Театр-студия киноактера, вся труппа которого состояла в «звездах экрана». И вот в 1955 году вышел фильм, сделавший Медведеву популярной на долгие годы. Это «За витриной универмага» Самсона Самсонова. Эта роль для Медведевой тоже могла бы не состояться, если бы не упорство тогда еще начинающего Самсонова. Претенденток на героиню было множество, одна из которых особенно проявляла интерес к этой работе. Но настырность режиссера, уверенного в выборе, взяла верх. В итоге фильм запомнился прежде всего по замечательной работе Натальи Павловны Медведевой. Ее партнером по фильму был не менее прекрасный актер Иван Петрович Дмитриев, о котором Наталья Павловна вспоминает с большой теплотой. Узнав в 2003 году, что у него в одночасье умерли жена и сын, она сразу же позвонила ему, чтобы сказать слова соболезнования и утешения…
После фильма «За витриной универмага» Медведеву стали чаще приглашать сниматься. Она сыграла княгиню Апраксию в киносказке Александра Птушко «Илья Муромец», секретаря райкома Шмелеву в единственном серьезном фильме Леонида Гайдая «Трижды воскресший». Была интересная работа в фильме Александра Зархи «Люди на мосту», где ее партнером был гениальный Василий Васильевич Меркурьев. «Лучше партнера у меня не было. Меркурьев – это сама нежность, сама доброта. Это был совершенно необычайный человек», – вспоминает о нем Наталья Павловна.
Но самой интересной и неожиданной для себя Наталья Павловна считает работу в фильме Сергея Герасимова «Люди и звери»: «Когда Герасимов меня вызвал и дал прочесть сценарий, я говорю: «Я положительные роли играю. Я не могу такую стерву сыграть». Герасимов отвечает: «Вот мне и надо, чтобы она была такая положительная и стерва внутри. Подумайте об этом и приходите». Всю ночь нервничаю. Пришла к Герасимову. Он говорит: «Читайте. Как вы считаете, какой она должна быть». Я ему предложила свой вариант. «Актриса выиграла. Будем так снимать». И в фильм вошел мой вариант роли. Так что я очень горда, что с Герасимовым могла быть на равных».
К сожалению, «Люди и звери» стали для Медведевой последней интересной работой в кино. После этого были еще несколько фильмов, но все они на сегодняшний день забыты.
Помимо работы в театре и кино Наталья Павловна очень много сил отдала Обществу знания, где проявились ее ораторские способности, унаследованные от отца. «Я думаю, эта работа полезная была. Это я считаю своей самой большой заслугой. Я лично себя уважаю за работу в Обществе знаний. Это колоссальный труд. Вы не представляете, какая это ответственность, когда ты один перед огромной толпой. Когда не знаешь, что они спросят, как себя поведут. Как ты должна их покорить. И чтоб зал встал, когда ты ушла, нужно потрудиться. А так было. Поэтому мне кажется, что я, наверное, ошиблась в выборе. Мне надо было этим больше заниматься».
После злополучного постановления о запрещении зарубежной драматургии и запрета «Марии Стюарт» в театральной карьере Медведевой началась черная полоса. В театре у Натальи Павловны появилась недоброжелательница, бывшая когда-то ее подругой. Эта дама вышла замуж за секретаря партийной организации и он делал для нее все, что она хотела. И то, что должна была играть Медведева, стала играть она. Наталья Павловна перешла на маленькие роли, а потом и вовсе на эпизоды. Так продолжалось много лет. В душе актрисы накопилась обида и неудовлетворенность тем, что она делает. И уже очень трудно было скрывать все это. «Мне это было как-то оскорбительно и унизительно. Ходить просить не в моем характере. Я очень гордый человек. Без показухи. Просто внутренне гордый. Никогда ни перед кем не унижалась. И сама никогда никого не оскорбляла и не обижала. Поэтому идти унижаться и просить, мне казалось ненужным. Сделала, что могла, но сделала немного». И Наталья Павловна ушла из театра. Это произошло 1 января 1979 года.
Вот уже 25 лет Наталья Медведева не работает в театре. За это время никто ни разу не поинтересовался, как она живет. Лишь изредка администрация театра поздравляла ее с праздниками да присылала деньги на Новый год. Но вот уже несколько лет, как Медведева лишилась и этих привилегий. Из всех сотрудников театра с добротой к ней всегда относились лишь парикмахеры, с одним из которых она до сих пор и перезванивается…
В декабре Наталье Павловне исполнится 89 лет. Все последние годы она жила проблемами дочери и посильно старалась помогать ей. Дочь Галина – редактор журнала «Знание и сила». У Натальи Павловны есть внучка и правнучка, которой уже 20 лет.
У Натальи Павловны Медведевой сложная судьба. Не смотря на это, она сумела сохранить бодрость духа и интерес к жизни. Она удивительно интеллигентный и обаятельный человек. Ее не сломили все тяготы и трудности, выпавшие на ее долю.
(Алексей Тремасов, “Характерные актеры российского кино”).