Рита Хейворт
Родилась в Бруклине, штат Нью-Йорк, США. Урожденная Маргарита Кармен Кансино, одна из первых “богинь любви” экрана, эта латинская красотка сделала замечательную кинокарьру, последовавшую после скромного начала и долгого периода созревания. Родившаяся в семье профессиональных танцоров, она начала танцевать в 12 лет и работала в Голливудских ночных клубах с 17 лет. Во время одного из таких номеров с волосами черными, как крыло ворона и слегка большими зубами она была обнаружена представителем компании Fox Уинфилдом Шиханом, который помог ей получить контракт. Указанная в титрах как Рита Кансино, она играла экзотических латинских танцовщиц в таких фильмах, как: “В пампасах под луной” (Under the Pampas Moon, ее первая роль в художественном фильме), “Ад Данте” (Dante’s Inferno) и “In Caliente” (ее одолжили Warner Brothers) и даже произнесла короткий диалог в роли египетского служанки в “Чарли Чан в Египте”в том же году. На следующий год она была освобождена от FOX с уходом Шихана, но посыпанная звездной пылью Кансино теперь решила сама стать актрисой и добиться успеха. Она играла фриланс в вестернах класса “Б”, включая “Бунт” (Rebellion, 1936); “Старая Луизиана” (Old Louisiana), “Неприятности в Техасе” (Trouble in Texas) и “По коням” (Hit the Saddle, все в 1937 году) – перед тем, как выйти замуж за бизнесмена Эдварда Джадсона, пожилого человека, который взял ее под свое крылышко и помог подписать контракт с компанией Columbia.
Впервые представленная в титрах как Рита Хэйуорт в скромном детективе класса “Б” “Тень” (The Shadow, 1937), она училась своему ремеслу нелегко, появляясь в малобюджетных фильмах, сделанных на быструю руку, иногда играя главную роль, иногда роль второго плана. “Преступники Эфира” (Criminals of the Air), “Игра, которая убивает” (The Game That Kills), “Плата за танец” (Paid to Dance), “Девушки умеют играть” (Girls Can Play, все в 1937), “Кто убил Гэйл Престон?” (Who Killed Gail Preston?), Рейнджер-ренегат (сыграла для компании RKO для Джорджа О’Брайена и его лошадиной оперы), “Суд для несовершеннолетних” (Juvenile Court), “Осужденный” (Convicted, все в 1938), “Отдел убийств” (Homicide Bureau) и “Охота шпиона Одинокий Волк” (The Lone Wolf Spy Hunt, все в 1939. Все эти фильмы не затронули ни зрителей, ни критиков, но они предоставили ценный опыт в плане обучения для одержимо увлеченной Хэйуорт, которая похудела, подняла линию волос электролизом и брала уроки правильной речи. Президент Columbia Хэрри Кон поверил в Хэйуорт и нажал на режиссера Хауарда Хоукса, дабы тот использовал ее как “другую женщину” в “Только у ангелов есть крылья” (1939), крутом приключенческом фильме о почтовых пилотах в Южной Америке. Она показала себя восхитительно, что подтолкнуло Кона забрать ее из фильмов группы “Б” после “Блондинка на бюджете” (1940).
Кон испытал Хэйуорт на двух “нервных” картинах группы “А”: “Ангелы над Бродвеем” и “Музыка в моем сердце” (Music in My Heart), перед тем, как одолжить ее двум другим студиям. Она появилась в “Сьюзэн и Бог” (1940), играя второй план для Джоэн Кроуфорд и Фредрика Марча, для MGM; сыграла испанскую аристократку-соблазнительницу в цветном римейке “Кровь и песок” (1941) для 20th Century Fox; и сыграла заглавную роль (покрасив свои черные волосы в рыжий цвет) в “Клубничной блондинке” (The Strawberry Blonde, 1941 для Warner Brothers. Она добилась хвалебных отзывов за работу в этих фильмах, что подтолкнуло Кона вернуть ее домой и испробывать ее в крупнобюджетных фильмах группы “А”. Фред Эстэр, недавно ушедший из RKO и Джинджер Роджерс, выбрал ее играть с ним вместе в фильмах “Ты никогда не разбогатеешь” (1941) и “Ты никогда не была восхитительней” (1942), приятных мьюзиклах, которые показали лучащуюся Хэйуорт в ее лучшей форме (хотя ее танцы были безукоризненны, поющий голос всегда дублировался, и так будет всегда).
Вернувшись в FOX, Хэйуорт – к этому времени уже устоявшаяся звезда и национальная любимица с фотографией в каждом доме, благодаря откровенному снимку неглиже, первоначально напечатанного в журнала “Лайф” – снялась в историческом костюмном мьюзикле “Моя девушка Сэл” и в эпизодической драме “Легенды Манхэттэна” (оба в 1942). В том же году она развелась с Джадсоном, чтобы выйти замуж за Виктора Мэтьюра, с которым она вместе играла в “Моя девушка Сэл”, но предстоящее бракосочетание так и не состоялось, и Хэйуорт стала встречаться с Орсоном Уэллсом, за которого вышла на следующий год.
“Девушка с обложки” (1944), роскошный, в цвете Technicolor мьюзикл, помог взмыть Хэйуорт в высший ранг зввездного царства, даже хотя на следующий год “Сегодня вечером и каждый вечер” (Tonight and Every Night” (история Лондонского мьюзик-холла, который не закрывался даже во время бомбежек во время 2-ой Мировой войны) как фильм был лучше. Хэйуорт достигла еще одного шага к известности в 1945: Ее знаменитая фотография была прикреплена к атомной бомбе, сброшенной на Бикини.
“Гилда” (1946), возможно ее самая запоминающаяся картина, свел ее с Гленном Фордом – впервые они работали вместе в 1940 году для бурлящей, заводной и смешной мелодрамы “Леди, о которой идет речь” (Lady in Question). В этом фильме она исполняла легкий (частичный) стриптиз и пела зажигательную песню “Put the Blame on Mame”. Этот номер через какое-то время стал наиболее часто показываемым в истории кино.
Мьюзиклы в цвете Technicolor “Ближе к земле” (1947, полусиквел к немузыкальной комедии и большому хиту “А вот и мистер Джордан”, также произведенной “Колумбией”) и “Любовники Кармен” (The Loves of Carmen, 1948) доставляли зрителям удовольствием, но не более. Ничего нового не было. “Леди из Шанхая” (1948), написанная, поставленная и сыгранная Орсоном Уэллсом (с которым она развелась в предыдущем году), действительно шокировала кинозрителей. Для своей роли изощренной соблазнительницы она отрезала большую часть своих блестящих локонов и покрасила то, что осталось, в цвет платины. (Говорят это привело в ярость Кона). К этому времени, страстно желая доказать себя серьезной актрисой, Хэйуорт выдала зрелое исполнение в роли роковой женщины.
Романантический побег с мусульманином-миллионером Али Ханом – показывали по всей Европе – не подпускал Хэйуорт к экрану несколько лет и породил более, чем неблагоприятную прессу. Она вышла за него замуж в 1949 году, родила дочь и выиграла развод в 1951. Хэйуорт с разбитым сердцем, без собственных денег, вернулась в Голливуд на следующий год, чтобы продолжить с того момента, когда она ушла из “Колумбии”. Она была немедленно в одной команде с Гленном Фордом в фильме “Любовь в Тринидаде” (Affair in Trinidad, 1952, среднего качества попытка снять еще одну “Гилду”, и на следующий год снялась в отмытом библейском опусе “Саломея” и в аналогично свободной версии “Дождя” Сомерсета Моэма, “Мисс Сэди Томпсон” (в которой был один хороший музыкальный номер “Наступила жара” (The Heat Is On). Обеспокоенная тем, что не может достичь тех высот, что она достигала в середине 1940-х годов, Хэйуорт постоянно схватывалась с Коном из-за кастинга, выбора, бюджета и режиссеров, в результате чего она снова ушла из “Колумбии” в 1953 году. В тот же год она вышла замуж за певца Дика Хэймса, но союз их распался через два года. Проглотив свою гордость, она снова вернулась в “Колумбию” играть вторую женскую главную роль в “Приятель Джои” (1957) с Фрэнком Синатрой и Ким Новак. Развернуться ей в этом фильме было негде, но она сделала невозможное, особенно в номере “Bewitched, Bothered and Bewildered”.
Хэйуорт великолепно сыграла в драматических ролях в “За отдельными столиками” (1958), “Они приехали в Кордура” и “Статья на первой странице” (оба в 1959), и кое-как прошла через “Счастливые воры” (1962), “Мир цирка” (1964), “Денежная ловушка” (снова вместе со старым другой и партнером Гленномм Фордом), “Мак тоже цветок” (оба в 1966), “Дорога на Салину” (1971) и “Гнев Господний” (1972) прежде чем оставить экран. Будучи жертвой болезни Альцгеймера, Хэйуорт нашла уход и приют в свои последние годы у своей дочери Ясмин от принца Али Хана. Ее портрет был создан на телевидении. В 1983 году вышел фильм – “Рита Хэйуорт: Богиня Любви”, снятый Линдой Картер.