Сергей Бондарчук

Сергей Бондарчук

Сергей Федорович Бондарчук, кинорежиссер, актер. Народный артист СССР (1952). В 1937-1938 – актер Ейского драмтеатра. В 1938-1942 учился в Ростовском театральном училище. Окончил актерский ф-т ВГИКа (1948, мастерская С. Герасимова). Дипломная работа – роль Валько в фильме “Молодая гвардия”. С 1971 – руководитель актерской мастерской ВГИКа, профессор (с 1974). Народный артист СССР (1952), Лауреат Ленинской премии (1960), Лауреат Гос. премий СССР и РСФСР (1952, 1977, 1984), Герой Соц. Труда (1980), Заслуженный деятель культуры ЧССР. Премия “Оскар” в номинации “Иноязычный фильм” за 1968 год. Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации “Премии за лучшую актерскую работу” за 1979 год. Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации “Приз оргкомитета фестиваля” за 1983 год.

Родился 25 сентября 1920 в с.Белозерка Херсонского района (Украина). Начинал как актер Ейского драматического театра, учился в Ростовском театральном училище (1938–1941). Участник Великой Отечественной войны. В 1948 окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская С.Герасимова).

Свою первую роль в кино (коммунист-подпольщик Валько) сыграл в фильме Герасимова Молодая гвардия. В 1950-е годы приобрел популярность главными ролями в фильмах Тарас Шевченко, Попрыгунья, Сережа. Сыграв Отелло в одноименном фильме С.Юткевича (1956), уверенно заявил свои претензии на крупнейшие роли классического репертуара. С 1959 – режиссер киностудии «Мосфильм». В первой же своей картине (Судьба человека по М.Шолохову) Бондарчук сумел добиться редкого сочетания реализма и патетики, наделив сыгранного им главного героя, солдата Андрея Соко

лова, мужеством, силой и подкупающей человечностью. Картина получила ряд призов международных кинофестивалей (Большой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1959, Главная премия МКФ в Локарно, 1959, и др.).

В начале 1960-х годов Бондарчук приступил к съемкам киноэпопеи Война и мир, четыре серии которой стали уникальным явлением для художественной и производственной практики советского кино (Большой приз МКФ в Москве, 1965; премия «Оскар», 1969). В этом фильме он выступил также как сценарист и исполнитель роли Пьера Безухова. В отличие от американской экранизации (1956, режиссер К.Видор), Бондарчук поставил своей задачей не просто проиллюстрировать толстовский шедевр, но дать равноценное кинематографическое воплощение философским воззрениям писателя, а также исторически точно воспроизвести на экране ход военных действий и картины народной жизни начала 19 века.

Репутация выдающегося мастера постановки батальных сцен и исторических сюжетов была подтверждена Бондарчуком в фильме Ватерлоо, где ему удался не только «общий план» грандиозного сражения, но и глубоко проработанные психологические портреты предводителей воюющих армий, Наполеона и герцога Веллингтона. Склонность к постановке масштабных батально-эпических кинополотен нашла новое выражение в фильмах Они сражались за Родину (по роману М.Шолохова) и Красные колокола (Главный приз МКФ в Карловых Варах, 1982). В последнем фильме, сюжет ко

торого оформился в виде эпизодов биографии американского журналиста Джона Рида, решалась весьма непростая задача кинематографической реконструкции событий октября 1917. Бондарчук сделал попытку исторически документированного подхода к этим событиям, однако идеологические реалии эпохи застоя серьезно девальвировали авторский замысел.

Все эти годы Бондарчук продолжал плодотворно работать как актер, сыграв Астрова в фильме А.Михалкова-Кончаловского Дядя Ваня, академика Курчатова в Выборе цели и отца Сергия в одноименном фильме И.Таланкина, Емельяна и Звягинцева в своих картинах Степь и Они сражались за Родину. Как и прежде, в его актерском амплуа доминировали сильные, открытые личности с положительным обаянием и преобладанием нравственного императива, вместе с тем полные сострадания к чужим бедам и слабостям. С 1971 Бондарчук активно занимался преподавательской рабтой во ВГИКе, регулярно набирая актерскую и режиссерскую мастерские, с 1974 – профессор ВГИКа.

Оставаясь приверженцем масштабных произведений, Бондарчук после экранизаций Чехова (Степь) и Пушкина (Борис Годунов) обратился к роману Шолохова Тихий Дон. Плодом многолетней работы стала новая монументальная многосерийная телеэпопея, однако иностранный продюсер картины счел ее выпуск нерентабельным и практически готовый фильм был положен «на полку».