Сергей Дыбчо

Сергей Дыбчо

Сергей Афанасьевич Дыбчо (5(17).6.1894г., Одесса — 29.11.1952г., Свердловск), актер. Засл. арт. РСФСР (1944г.). Лауреат Сталинской (Государственной СССР) премии (1946г.), Дьяк Акакий Плющихин в «Табачном капитане» В. В. Щербачева (премьера 1944г.). Из семьи служащих. Окончил коммерческое училище в г.Одесса (1905-15гг.), школу сценического искусства в Одессе (1917-18гг.). Сценическую деятельность начал в 1917 г. актером Театра драмы и Театр миниатюр в Одессе. В 1921г. работает артистом театра драмы в Терасполе. В 1922 — театра сатиры в Одессе. С 1923 г. — актер оперетты. 1923-24гг. — театр оперетты в Одессе. В 1924-25гг. — театр оперетты в Крыму (Севастополь, Ялта), в 1925-29гг. работает в передвижном волжском коллективе на Украине, с которым объездил много городов.

В 1930-32гг. — в Украинском коллективе оперетты (ДУМП) при Наркомпросе Украины, также находившемся в непрерывным поездках. В декабре 1932г. возвращается в русский опереточный театра, в коллектив, выступавший в Минске, витебске, Николаеве, где было впервые получено приглашение перейти всей труппой в создавшийся Свердловский гос. театр музкомедии. С 1933г. — в Свердловске..

Дыбчо — один из ярких комиков русского театра, мастер буффонады, гротеска. Роли: Воляпюк — «Сильва» И. Кальмана (1934-41гг.), Министр — «Фиалка Монмартра» И. Кальмана (1936г.), Дед Савелий -«Сотый тигр» Б. А. Александрова (1938г.), Попандопуло — «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова (1938, 48, 52гг.), Сапун-Тюфякин — «Девичий переполох» Ю. С. Милютина (1945г.), Фрош — «Летучая мышь» И. Штрауса (1947г.) и др. Снялся в одном художественном фильме Свердловской киностудии «Сильва» (1944г.) — Князь Воляпюк, получившем признание у Кальмана, специально приезжавшего посмотреть картину в Берлин после войны (широко шла в освобожденной от гитлеровцев восточной Европе).

Творчество виртуозного мастера сцены в Свердловске — пример понимания ведущими актерами необходимости обновления жанра, борьбы с традиционными масками и шаблонами, в частности, за счет освоения современной темы. Любимец публики, появление которого на сцене всегда встречалось аплодисментами.