Тихон Хренников

Тихон Хренников

Тихон Николаевич Хренников, родился в г. Елец, советский композитор и общественный деятель, народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1973). Член КПСС с 1947. В 1936 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина (учился также по классу фортепиано у Г. Г. Нейгауза). С 1961 преподаёт в Московской консерватории (с 1966 профессор). С 1948 генеральный (с 1957 первый) секретарь Правления Союза композиторов СССР. Творчески развивая традиции русской классики и советской музыки, Х. претворил в своих произведениях интонации русской народной и советской массовой песен. Музыка композитора проникнута оптимизмом, жизнерадостностью, мужественной героикой, светлым лиризмом, юмором и энергией творческого созидания. Широкое общественное признание получили произведения Х. для музыкального и драматического театра. Им созданы: оперы – “В бурю” (по мотивам романа “Одиночество” Вирты, пост. 1939, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва; 2-я редакция 1952, там же), “Фрол Скобеев” (пост. 1950, там же; 2-я редакция под названием “Безродный зять”, пост. 1966, Новосибирский театр оперы и балета; 1967, Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), “Мать” (по мотивам одноименного романа М. Горького, пост. 1957, Большой театр), опера-сказка “Мальчик-великан” (пост. 1969, Московский детский музыкальный театр), оперетты – “Сто чертей и одна девушка” (пост. 1963, Московский театр оперетты) и “Белая ночь” (пост. 1967, там же), балет для детей “Наш двор” (пост. 1970, Большой театр). Большую популярность приобрела музыка к комедии “Много шума из ничего” Шекспира (пост. 1936, Московский театр им. Вахтангова). На её основе был создан балет “Любовью за любовь” (пост. 1976, Большой театр). Существенным вкладом в советскую музыку явились 3 симфонии Х. (1935, 1943, 1973) и его концерты с оркестром для фортепиано (1933, 1972), для скрипки (1959, 1975), для виолончели (1964). Значительны достижения Х. в песенном жанре, большинство песен композитора является частью его музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям: “Песня о Москве” на стихи В. М. Гусева из кинофильма “Свинарка и пастух” (1941), из фильмов “Верные друзья” (1954) и “Гусарская баллада” (1963). Х. принадлежит также музыка к фильмам “В шесть часов вечера после войны” (1944), “Донецкие шахтёры” (1950) и др.