Удо Кир
Отличные физические данные – вот визитная карточка Удо Кира. У него – по-мужски волнующая грация, хотя он и играет почти исключительно гротескные, и даже сатанинские роли. Безупречные черты лица не могут скрыть тонкой иронии, искрящейся в бездонных глазах. Вы помните, чтобы он когда-нибудь смеялся хотя бы в одном из почти 70 фильмов, в которых снялся? Да, жутковатые ухмылки были, но не смех! От него требуют чувственной надменности и высокомерия. Магия его привлекательности в неприступности – недоверчиво сжатые губы ослепляют и притягивают.
Непревзойденного аутсайдера, который, играя ученых, пришельцев и вампиров, экспериментирует в фильмах с человеческой кровью и спермой, в каком-то смысле можно было бы назвать “адской смесью” Алена Делона и Марлона Брандо, их живым воплощением в одном лице, но с иным шармом.
Рейнский красавец Удо Кир родился в Кёльне, Германия. Благодаря своей неординарной внешности, он довольно рано стал предметом домогательств со стороны одноклассников. Ничего не оставалось, как сдаться. Но вот только … он предпочитал видеть себя в женском обличии. Удо переодевался, красился и называл себя “Додо”.
Однажды совсем еще молодой и никому неизвестный парень по имени Райнер Вернер Фасбиндер приехал в Кельн по делам своего отца. Вечером он решил зайти в бар, где и встретил красавца, или красавицу, “Додо” – свежего и прекрасного, как только что распустившийся бутон розы. Курт Рааб так рассказывал об этой встрече в своей книге “Страсть Райнера Вернера Фасбиндера” (1982): “Здесь произошла памятная встреча с молодым парнем, привязанность к которому он сохранял всю жизнь, и которого впоследствии снимал в своих фильмах… Он был удивительно красивым юношей, и скоро понял, что деньги лучше зарабатывать, предлагая свое тело не отдельным личностям, а сразу всем – через кино. Удо Кир сильно красился и занимался своим “временным бизнесом” в дамском одеянии. И вот оба стали на какое-то время неразлучной парой… “Додо” как девушка для развлечений и он как ее сутенер, “Нотр-Дам-де-Флер” и сдающий её внаём “кавалер”… “Додо” туго набивал пустые чашки бюстгальтера и завязывал член между ног. Райнеру не казалось достаточным носить узкие обтягивающие брюки, он еще засовывал себе носки в ширинку и симулировал таким образом наличие могучего члена, что – по идее – должно было вызывать уважение к его мужским достоинствам и одновременно сигнализировать о готовности… “Додо” и Райнер стали “охотиться” в Кельне и его окрестностях. Они работали “по вызову наоборот”: напрашивались на приглашения, демонстрировали себя, знакомились с обществом. Они искали желающих развлечься: платежеспособных, активных и пассивных.”
Между тем Удо Кир закончил учебу. Нельзя сказать, что профессия коммерсанта была ему интересна, но, он считал, что хоть какое-то образование получить надо. Фасбиндер вернулся в Мюнхен – ему пора было становиться гением кинорежиссуры.
В 19 лет Удо перебрался в Лондон. Без грима и косметики он снова стал просто изящным парнишкой. И вот случайно он услышал о режиссере, который искал красивого юношу на роль французского жиголо. Удо принарядился, пришел к назначенному времени и сразу же был принят на работу. Первооткрывателем Кира стал режиссер Майкл Сэйм, а дебютным фильмом – “Дорога на Сан-Тропе”. Потом было “Бесстыдство” – австрийский фильм категории “Б” (1968). Маленькая безвкусная роль. Однако на этот раз Кир играл сутенера, и преображение ему удалось. В любом случае, это характеризовало его как хорошего актера.
Затем Удо Кир вернулся в Германию (ФРГ) и сыграл обворожительного графского сынка в “Жестоком истязании ведьм”. Продюссером этого фильма выступил бывший актер, снимавшийся в немецких “грязных” фильмах, Адриан Говен, который точно угадал настроения и вкусы немецкой публики того времени. После этого фильма отношение Удо Кира к кино изменилось. Если раньше он считал, что съемки в фильмах – это всего лишь дополнительная возможность попутешествовать и познакомиться с новыми людьми, то теперь он решил стать профессионалом. Он отправился учиться в актерскую школу Ли Страсберга в Нью-Йорк.
В Италии, Греции, США, Франции, Англии и Венгрии – реже в Германии – он снялся, начиная с 1969 года, почти в 70 фильмах. В первые, “невинные” годы карьеры, Удо доставались роли загадочно-прекрасных мужчин: молодого мятежника, ангела-наркомана, холодного убийцы. Его ангажировали в первую очередь за умение создавать “маски” таинственных личностей, а не за его реальный талант.
Во время перелета из Рима произошла “случайная” встреча Удо Кира с культовой личностью того времени – Полем Морисси. Постановщик “Плоти” Энди Уорхола, Морисси не мог устоять перед очарованием молодого немца. Кир совершенно не был похож на Джо Даллесандро, прежнего звездного фаворита. Шарм “голубого” соблазнителя – малыша Джо – померк перед аристократическим благородством Кира. Кир сыграл “Франкенштейна” и “Дракулу” Уорхола (1973) с дьявольской элегантностью. Такого вампира история кино еще не знала. Он был не просто трансильванским кровопийцей – как многие до и после него, – он разыгрывал свое влечение к крови ужасающе натурально и гениально.
Гей-режиссер Роберт ван Аккерен попытался использовать талант Кира иначе, сняв его в 1974 году в “ужастике” “Последний крик”. Кир должен был играть полностью погрузившегося в свою работу музыканта, которого интересует только его музыка, в то время как его семье грозит крах. “Спермула”, снятая Чарльзом Мэттоном в 1976 году во Франции, усилила имидж Кира – необузданного мужчины.
Наконец, в 1977 году произошла встреча “Додо” и ее прежнего “сутенера” Фасбиндера. Фасбиндер стал снимать Кира, ставшего звездой без его помощи, в таких фильмах, как “Bolwieser”, “Третье поколение”, “Берлин Александерплац”, “Лилли Марлен” и “Лола”. После этого Кир, уже имевший широкое признание за границей, был причислен к гильдии немецких актеров. Кто мог знать тогда, что Фасбиндер и Кир показывают в фильмах все, что они уже испытали на своих “шкурах”. На съемочной площадке Фасбиндер требовал от своих мальчиков безусловного послушания. Но это правило не распространялось на Кира – ему было позволено все. Для него действовал другой Кодекс. Когда встречались Фасбиндер и Кир, начинался поток воспоминаний: они переходили на тинэйджерский сленг, начинали “прикалываться”, рассказывали друг другу о своих “голубых” похождениях.
Несмотря на теплые отношения, “Додо” не поехал за Фасбиндером в Мюнхен, а остался в Кельне. Здесь Вальтер Бокмайер и Рольф Бюрман собрали вокруг себя команду аутсайдеров и ярких личностей из актерской среды. Их фирменным “товаром” были не тонкие философские и социально-психологические изыскания Фасбиндера, а крепкий бюргерско-рейнский юмор. В 1979 году Бокмайер & Бюрман (они тогда владели телекинофирмой “Энтенпродукцьон”) ангажировали великолепного Удо для своего телевизионного сериала. В матовом блеске студии, оформленной как цирк, Удо с упоением Нарцисса демонстрировал себя: тело эльфа, обворожительная персиковая попка, нежнейшая кожа – он стал объектом множества фотообъективов…
“Нарцисс и Психея” режиссера Габора Боди, снятый в 1980 году в Венгрии, стал для Удо, по его собственному признанию, “самым важным и волнующим фильмом”. В интервью с Рольфом Тайссеном он так описывает кульминацию ленты: “Самый эротический момент фильма – моя смерть. В горячечном бреду, вызванном сифилисом, я жду в Вене мою возлюбленную. Сифилис на последней стадии не заразен. Я объясняю ей это и также рассказываю, что спал с девушкой-горничной. После этого она выходит из комнаты, чтобы проверить, правда ли всё то, о чем я говорил. Затем она возвращается и собирается лечь со мной в кровать. Но я уже мертв.”
В фильме “Панков ’95” (режиссер Габор Альторья, 1983 г.) Кир сыграл музыковеда Й.В.A. Царта (фамилия “Царт” в переводе на русский означает “Нежный”), который, будучи одержим теорией тайного заговора молодежи, попадает в городскую психиатрическую больницу. Вместе с другими пациентами он планирует побег и берет в заложники главврача (Дитер-Томас Гек).
Таким же скандальным оказывается и его появление в роли Аргона, злого властителя планеты Марс, в ТВ-видео-фильме “Непобедимый” (“Kino kills the video star?”). С лазерной пушкой он атакует Землю и вызывает цепную реакцию катастроф. В роли марсианского панка и космической проститутки одновременно, Кир придает этому Science Fiction неповторимый шарм.
В 1984 году Удо Кир сам решает снять фильм. Заинтригованный сюжетом о возможной катастрофе на американской электростанции в Харрисбурге, он ставит “Последнюю поездку в Харрисбург”. По сюжету в купе поезда встречаются мужчина и женщина. Они философствуют о конце человечества. Обе роли, и мужчины, и женщины, играет Удо Кир. Немецкий текст за обеих “Додо” читает Райнер Вернер Фасбиндер.